фото

Аромат новогодней елки кружит голову. Приносим из хранилища новогодние подарки. Это прежде всего яблоки. К запаху тайги примешивается аромат свежих яблок. Их растило жаркое сибирское солнце, чистая вода и теплый песок. Поэтому у них сильный аромат и яркая окраска. А по содержанию биологических веществ они намного богаче привозных из теплых стран.

Ставим большое блюдо с яблоками разных сортов около елки. На зеленом фоне они выглядят очень эффектно. У каждого сорта своя история.

Замечательный сорт Спартак. Желтое яблоко с малиновым загаром, приплюснутой формы, 150-200 г веса, мякоть светло-кремовая, мелкозернистая, тающая, ароматная, сладкая без кислоты. В наших условиях достигает съемной зрелости в середине сентября, лежит в хранилище до конца декабря. Очень высокая морозостойкость. Зима 1979/80 в европейской части России была очень суровой. Местами морозы опускались ниже 50 градусов. В 1980 году я был в Башкирии и на госсортоучастке попросил черенок яблони, которая у них пережила пятидесятиградусные морозы. Дали мне черенки яблони Спартак. Так с 1980 года у нас растет этот замечательный сорт и ежегодно радует вкусными плодами.

Мое самое любимое яблоко — Россошанское полосатое. В 1979 году у знаменитого поволжского садовода В.В. Бессмертного я попросил черенок Апорта Алма-атинского. Вместо Апорта он прислал мне черенки Россошанского полосатого и написал, что этот сорт по вкусу, товарному виду и весу плодов не уступит Апорту, а по морозостойкости — ближе к полукультуркам. Сорт был выведен в двадцатые годы двадцатого века М.М. Ульянищевым, на базе усадьбы которого впоследствии была создана Россошанская опытная станция садоводства.

Полученные черенки я привил на разные подвои. Сначала на Парадизку Будаговского и на сеянцы местной сибирки. А через несколько лет — на вегетативно размножаемые карликовые подвои ММ106, М9, 62-396, 54-118, 67 -3, 67-5 и карликовые вставки Степанова. На карликовых подвоях урожайность была низкой, плоды мелкие, невкусные, да и деревья подмерзали. В холодные бесснежные зимы часть деревьев погибла. Через 20 лет все деревья Россошанского полосатого, привитые на карликах и полукарликах, а также с их вставками, погибли. А на местных семенных подвоях выросли в шикарные 5-метровые деревья без морозобоин и повреждений штамба. Единственный недостаток — это чрезмерная урожайность, которая вызывает периодичность плодоношения и отлом веток под тяжестью урожая.

Зимы в южной Сибири очень суровые. Ежегодно морозы 30-40 градусов, местами — до -50 градусов, причем без снега. А лето жаркое, без дождей. В таких условия у деревьев сильно подмерзает корневая система. Она должна быть засухоустойчивой и морозостойкой. Зато обилие солнца и тепла при поливе обеспечивает обилие сахара и других биологически активных веществ в плодах.

Плоды Россошанского полосатого, привитого на местные семенные подвои, в жаркое лето при поливе достигают 300-400 граммов. Они округло-конической формы, одномерные, с ровной, гладкой поверхностью. Основная окраска кожицы зеленовато-желтая, покровная – в виде темно-красных широких полос. Мякоть — светло-зеленая, сладкая, со средней ароматичностью, очень сочная, средней твердости, нежная. Внешний вид плодов очень привлекательный, вкус отличный. Лежат плоды до мая месяца.

А теперь из серванта достаем «конфетки». Это сушеные фрукты из своего сада. Приготовить их очень просто. Берем абрикосы, сливы, персики, груши и яблоки, спелые и чистые, режем их на дольки или разламываем на две части. Обваливаем в сахаре, — и в сушилку. Мы используем обыкновенную магазинную сушилку. Персик и грушу необязательно валять в сахаре, так как при сушке количество сахара в них возрастает. Хотелось бы отметить, что «конфетки» — это еще и лекарство. Персик очищает печень. Абрикос питает сердце и сосуды. Груши укрепляют почки. Слива чистит кишечник. А яблоки — бальзам для всего организма.