ДДепартамент информационных технологий столицы пообещал, что уже до конца 2014 года сотрудники московской ГИБДД получат возможность оперативно получать информацию из баз данных таможенной и миграционной службы, а также местных ЗАГС. Для этого патрульных планируется снабдить планшетниками.

Столь серьезный апгрейд оснащения рядовых дпсников столицы готовится, судя по всему, отнюдь не спроста. Комбинация «таможня+ФМС» прямо указывает на то, что данное мероприятие направлено, в основном, против авто с номерными знаками государств Прибалтики, Украины, Молдовы и прочего Азербайджана.

Сейчас такие машины можно ввозить иностранным гражданам не более чем на год и только для собственного пользования. Для превышения этого срока или передачи транспортного средства кому-то еще авто требуется предварительно растаможить, уплатив соответствующие пошлины и сборы.

Сейчас обладатели машин с иностранными номерами на эту «формальность» плюют и радостно катаются под камерами автоматической фиксации на любых скоростях и по любым выделенным полосам не опасаясь штрафов. Просто потому, что полиция не имеет ни технической, ни юридической возможности послать «письмо счастья» их владельцам. И московские власти, вложившие целую кучу денег в почти 800 городских камер автоматической фиксации нарушений ПДД это особенно раздражает. Столько денег – и все мимо кассы.

Впрочем, нормальных автомобилистов города «иностранные номера» тоже не радуют: не секрет, что на таких машинах обожают раскатывать «понаехавшие» в столицу маргинализированные личности с битами в багажнике и травматическими пистолетами и ножами за поясом. Отморозки, в общем. Так что бороться с такими машинами можно и нужно.

Предполагается, что с помощью гаджетов и налаженного обмена данными между инспекторами и серверами ФМС, ФТС и ЗАГС водителя, задержанного на дороге, можно будет поверить по нескольким пунктам. Например, наличие регистрации у иностранного гражданина или уплаты таможенных сборов на ввезенное транспортное средство.

Звучит заманчиво, но на данный момент фантастично. Просто потому, что текущее законодательство не позволяет сотруднику ДПС требовать у водителя ни паспорт, ни таможенные документы на машину. Ведь только этой осенью Федеральная таможенная служба предложила внести в ПДД поправки, разрешающие сотруднику ГИБДД требовать у водителя машины с иностранными регистрационными знаками еще и документы с таможенными отметками, подтверждающими законность временного ввоза авто в пределы таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Со временем правительство, скорее всего, подправит законодательство в этом ключе, но на данный момент – увы: гаишные гаджеты для таких дел бесполезны.

Хотя это направление развития само по себе очень правильное. Было бы не плохо еще и с единой базой владельцев полисов ОСАГО гаишников связать! Причем по всей стране. В этом случае с собой в дорогу нужно было бы брать лишь «права», а не пачку документов. Через полицейский «планшетник» служивые могли бы проверять и машину по номерному знаку и VIN, и наличие страховки. Вот только если такое счастье наступит, то очень не скоро. Ни в одной федеральной целевой программе вы подобных планов не найдете. А региональные бюджеты, как правило, не в состоянии также разбрасываться деньгами как «зажравшаяся Москва».