Один из первых приморцев, купивших в Японии и эксплуатировавших автомобиль с правым расположением руля, погиб в ДТП. При расследовании всех обстоятельств трагедии выяснилось, что именно расположение руля сыграло не последнюю роль в случившемся.

Это произошло в далёком 1975 году, но для меня как будто это было всего несколько дней назад. Погиб мой друг, с которым разговаривал за несколько минут до непоправимой трагедии. Моя вина лишь в том, что имел непосредственное отношение к первым попыткам ввоза в страну иномарок секонд хэнд, а главное, к их легализации в ГАИ и на дорогах необъятной страны при тотальном контроле и запрете финансово выделяться!

Показательный случай про-изошёл в 1972 году, когда старпом ДВМП Владимир Веселов привёз из Канады «Шевроле». Более полугода «американский дорожный крейсер» курсировал по улицам города и дорогам Приморья без какой-либо возможности и туманной надежды на его регистрацию. На разрешение получить вторую жизнь, как говорят – «второе гражданство».

В. Веселов купил и привёз «Шевроле» без разрешения крайкома КПСС и без согласия парткома и профкома ДВМП, капитана судна и председателя профкома парохода.

В сентябре 1972 года мне позвонил брат – второй помощник капитана – и попросил встретиться с ним и с его старпомом, который без вступления сказал, что с апреля не может зарегистрировать в ГАИ машину, купленную за границей. Я позвонил начальнику РЭО ГАИ капитану милиции В. Какуркину и объяснил ему в трёх словах причину моего звонка. Василий Дмитриевич сразу ответил мне, что нам надо быть у него минут за 30 до конца его рабочего дня, и машина будет поставлена на учёт.

В назначенное время мы были у него в кабинете на ул. Фокина. Начальнику РЭО ГАИ на стол легли документы на «Шевроле»: чек на 200 американских долларов, справка с ледокола об оплате за провоз и таможенная декларация. Этих документов хватило поставить на учёт первый автомобиль секонд-хэнд, купленный за границей жителем г. Владивостока. На оформление ушло 20 минут. Выдали техпаспорт с техталоном и новые номера.

Примечательно, что за время нашего нахождения в кабинете не прекращались телефонные звонки из «высоких» партийных кабинетов с требованием не ставить на учёт эту первую во Владивостоке иномарку.

Поставленная на учёт первая иномарка секонд-хэнд создала прецедент свободы действий на авторынке пока только лицам, имеющим паспорт моряка. Моряки ДВМП первые увидели пока ещё мерцающий зелёный свет в конце тоннеля на ввоз иномарок секонд-хэнд.

А теперь главное, что мне хотелось сказать. В конце марта 1973 года во Владивосток было привезено моряками ДВМП сразу два праворульных автомобиля секонд-хэнд. Главмех теплохода Е. Кравченко купил в Японии «Тойоту Корону Марк-2» класса «Жигули», а начальник рации, в народе «маркони», купил совершенно роскошный «Ниссан Цедрик» класса «Волга ГАЗ-21» светло-серого цвета, как и «Мерседес-230 S» В. Высоцкого впоследствии. Вот только, как и в случае с «Шевроле», на учёт в ГАИ им их автомашины не ставили почти целый месяц.

Считаю не лишним засвидетельствовать, что главмех Е.К. Кравченко был сыном первого заместителя председателя Приморского крайисполкома (ГАИ одна из структур исполкома.) А катализатором приобретения подержанных праворульных автомашин в Японии послужило то, что старпомом на судне был хозяин первой иномарки В. Веселов, а вторым помощником капитана (вторым штурманом) – мой младший брат Игорь. Через месяц скитаний по коридорам власти они вчетвером и появились у меня в рабочем кабинете.

Снимаю трубку городского телефона. Звоню Василию Дмитриевичу и излагаю ему суть проблемы и слышу в ответ, что он ещё ни разу в жизни не ездил в «Ниссане Цедрике» серого цвета, да ещё и с кондиционером, и пригласил нас к себе в рабочий кабинет незамедлительно.

В конце рабочего дня мы были в кабинете начальника РЭО ГАИ Приморья. По-деловому и без лишних вопросов были зарегистрированы оба автомобиля. Получены новые документы и номера. После конца рабочего дня хозяин «Цедрика» по пути подвёз до дома В.Д. Какуркина, а я отогнал на госдачу на 19-м километре «Тойоту Корону Марк-2» Евгения Кравченко, так как тогда у него ещё не было Прав на вождение автомобилей.

К великому сожалению, всего через три года первый, не только в городе или в крае, а во всём Советском Союзе хозяин самой первой японской автомашины секонд-хэнд с правосторонним расположением рулевого колеса первым разбился на Первой Речке.

А К.Ф. Кравченко, его отец, видимо, с целью искупления своей вины перед всевышним, распорядился освободить казарму от матросов одного из многочисленных стройбатов и провести её реконструкцию в православный приход, который и сегодня стоит и не только служит культу, но и украшает город. А мы с А.Ф. Черновым гордимся своей работой кураторами без оплаты, вроде как послушанием.

1 сентября 1973 года я прибыл на Сахалин в командировку на мебельный комбинат. У стены забора стоят 2 новеньких «Москвича-408» МАЗЛК с правым расположением руля, отвергнутых автомобилистами Японии и вернувшимися в страну их изготовления и продажи.

Утром следующего дня главный механик комбината сел за руль одного из них и мы с ним вдвоём поехали в Александровск. Немного не доехав до города N, которого сегодня нет на карте Сахалина, водитель, как сейчас пишут, не справился с управлением, и машина, несколько раз перевернувшись через крышу, оказалась в глубоком кювете, встав, как тачанка Будённого, на все четыре колеса, без лобового стекла. Крыша превратилась в желоб для стока воды и не давала возможности мне сидеть ровно, упиралась в голову. Я лёг на спину и ногами придал ей форму шалашика. Шофёр-механик обошёл вокруг машины, сел за руль, завёл двигатель, и мы продолжили свой путь. На развилке дороги Оха – Александровск шофёр что-то недоглядел или что-то недовернул и мы, совершив несколько кульбитов, снова оказались в кювете, но на четырех колёсах. Из стёкол осталось только заднее. Крышу домиком, двери скрутили буксировочным линем и вполне благополучно доехали до пункта назначения.

Коммерческая же праворульная экспансия началась в 1989 году, но не с нашумевшего в прессе «круиза для своих», а с рейса парома в марте 1989 года с туристами с загранпаспортами СССР на борту. Те круизы стали началом слома партийно-хозяйственной экономмодели ввозом в страну коммерческого транспорта, без которого ни о каких экономических, а далее и рыночных отношениях просто не могло быть и речи.

Первый коммерческий автомобиль привёз мой друг, В. Любинский. Как турист с загранпаспортом по загранпутёвке на теплоходе «М. Шолохов» он пошёл в рейс на Японию. На расходы им дали всего по 70 долларов США, но туристы тогда ещё не знали, что в Японии всего за 20 долларов можно было купить настоящий автомобиль, только подержанный, по цене его утилизации.

И вот он пришёл к бизнес-леди. Для полноты картины представьте себе, что к вам подошёл Ф. Киркоров, только чуть-чуть пониже ростом. Для леди это не осталось незамеченным, и она дала команду показать ему «Нисан Президент» чернее чёрного цвета, огромных размеров красавец автомобиль. Володя стал разуваться, чтобы из потаённых мест извлечь валюту, но тут прибежал клерк и сообщил, что на это авто ещё нет документов для их таможни. Бизнес-леди, не отрывая глаз от Володи, дала команду за ту же цену показать ему микроавтобус ММС «Делика». На что он сразу согласился и отдал две тысячи долларов США.

При постановке на учет начальник РЭО уточнил про количество мест в микроавтобусе. Оказалось восемь. Полковника устраивало только шесть. Володя едет в свой гараж и снимает два сиденья. И первый личный микроавтобус был узаконен!

Вот так и был открыт ящик Пандоры, но теперь уже настежь!

В «круизе для своих» было куплено автомашин в 2 раза больше, чем мест для них на борту «Михаила Шолохова», и уже больше половины из них были коммерческими. Ввоз автомобилей секонд-хэнд из Японии даже и с правым расположением руля, во время реформ Ельцина – Гайдара, а затем и дефолта и финансово-экономического кризиса дал возможность работать и безбедно жить тысячам жителей Приморья. Правый руль дал работу и занятость миллионам семей! Правый руль стал брендом не только Приморского края, а всего Дальнего Востока, пожалуй, не ошибусь, от Чукотки и до Урала.

Сегодня поставили памятник морячку-дурачку, мелкому фарцовщику, спекулянту, кидале. И нет памятника первопроходцам праворульных машин В.Д. Какуркину, П.К. Тарлавину и Ю.И Трифонову.