фото

Чуть больше чем через год в ракетные войска стратегического назначения начнут поступать новые грузовики «Платформа», разрабатываемые «КамАЗом». Со временем Вооруженные силы будут полностью переведены на российские колесные шасси, однако отказ от белорусской техники, закупавшейся десятилетиями, выглядит странно. Тем более что Россия продолжает осуществлять крупные покупки военной техники у других стран.

В сентябре 2012 года сообщалось, что Министерство обороны России приняло негласное решение отказаться от использования в войсках минских тяжелых шасси. Речь идет о переводе Вооруженных сил на шасси разработки Камского автомобильного завода. Эти грузовые платформы создаются с 2008 года в рамках проекта «Платформа». Предполагается, что после обкатки «Платформы» в РВСН такие грузовики поступят на вооружение всех видов и родов войск России.

РТ-2ПМ «Тополь» на шасси МАЗ-7917. Фото Мити Алешковского, «Лента.ру»

По данным военных, такое решение было принято, потому что российская перспективная «Платформа» будет превосходить минские шасси по многим показателям. При этом Минобороны России сможет не только покупать уже готовую технику, но также в ходе ее разработки изменять те или иные технические показатели, корректируя их под свои нужды. Наконец, не исключено, что правительство таким образом решило поддержать «КамАЗ».

«КамАЗовская» платформа для пусковых установок стратегических ракетных комплексов сможет развивать скорость до 40 километров в час по пересеченной местности и преодолевать брод глубиной до 1,5 метров. Для МЗКТ, для сравнения, эти показатели составляют 30 километров в час и 1,1 метра соответственно. Кроме того, грузоподъемность ракетной «Платформы» составит 85 тонн против 80 тонн у МЗКТ. Наконец, утверждается, что «Платформа» лучше подготовлена к российским условиям эксплуатации. Кроме того, Россия уже завершила разработку новой пусковой установки под ракету РС-24 для «КамАЗовской» платформы.

В июне 2011 года в Бронницах состоялась презентация перспективных разработок «КамАЗа», в том числе и «Платформы». Ожидается, что в рамках этого проекта будут созданы три платформы различного назначения.

В частности, речь идет о седельном и балластном тягачах с колесной формулой 8x8 грузоподъемностью 90-165 и 75 тонн соответственно. Кроме того, будет создана 12-колесная платформа грузоподъемностью до 50 тонн, которая станет носителем мобильных общежитий, узлов связи, командных пунктов, штабов и пунктов обеспечения боевого дежурства.

В конце 2011 года состоялся закрытый показ грузового автомобиля Mercedes-Benz Zetros для Министерства обороны России. Кроме того, в прошлом году военное ведомство приобрело четыре таких грузовика, вероятно, для опытной эксплуатации. Поставленные автомобили имели колесную формулу 6x6 и двигатели Euro 3. В России поставить на учет технику с такими двигателями для гражданского применения невозможно. Как писала газета «Авторевю», если Министерство обороны России разместит заказы на поставку Zetros в больших количествах, машины будут собираться на совместном предприятии «КамАЗа» и «Мерседес-Бенц Тракс Восток» в Набережных Челнах.

Наконец, планируется создать и 16-колесную платформу грузоподъемностью до 85 тонн, которая и станет носителем стратегических ракетных комплексов. Все машины, как ожидается, получат единую гидравлическую систему всеколесного рулевого управления, системы подрессоривания и торможения, а также бортовые информационно-управляющие системы. Каждое колесо «Платформы» будет оснащено собственным электромотором, который будет питаться от генератора, подключенного к двигателю внутреннего сгорания. Благодаря этому подвижность машины сохранится даже при повреждении двух третей колес.

Согласно действующему графику, к началу 2014 года на новой платформе будут размещены уже первые мобильные комплексы «Ярс», а в перспективе она станет основной и для комплексов «Авангард». При этом пока не ясно, будут ли заменяться минские шасси камскими на уже поставленных в войска комплексах или речь идет только о новой технике, поставки которой будут осуществляться с 2014 года. Вероятно, реализован будет именно последний вариант.

До 2008 года в России велось несколько научно-исследовательских работ по созданию специальной колесной грузовой техники, включая проект «Вощина-2», реализацией которого занимался «БАЗ».

Все эти работы находились под контролем Главного автобронетанкового управления Министерства обороны России. По непонятной пока причине в 2008 году большинство работ было свернуто, а ГАБТУ объявило конкурс на создание новой тяжелой колесной платформы. В этом тендере победил «КамАЗ», ранее такие машины никогда не создававший, причем «БАЗ», специализирующийся именно на этих работах с 1958 года, в конкурсе не участвовал.

Любопытно, что с начала 2000-х годов «БАЗ» занимался созданием тяжелой колесной платформы с применением инновационных для того времени решений, включая электротрансмиссию. В рамках проекта «Полупар-1» был построен прототип шасси БАЗ-М6910Э, публичная демонстрация которого состоялась в 2009 году на конференции в Московском государственном машиностроительном университете, а в 2010 году – на выставке «Технологии в машиностроении» в Жуковском. Разработкой новой платформы «БАЗ» занимается и сейчас, однако, по неподтвержденным данным, все работы финансируются предприятием самостоятельно.

Отдаленно эта ситуация напоминает историю с созданием новой баллистической межконтинентальной ракеты морского базирования Р-39УТТХ «Барк», которая должна была стать ответом на американские Trident II. Проект вел Государственный ракетный центр имени Макеева, специализировавшийся именно на морских ракетных комплексах. В 1998 году Минобороны России неожиданно решило закрыть этот проект, уже готовый на 73 процента, а затем заключило контракт на создание МБР морского базирования Р-30 «Булава-30» с Московским институтом теплотехники, разработчиком исключительно сухопутных ракетных комплексов.

В целом, если действительно имеется необходимость отказаться от импорта белорусской техники, заключение контракта с «БАЗом» на создание тяжелых колесных платформ было бы более логичным. Дело здесь не только в изначальной специализации предприятия на создании тяжелых военных машин, но и в том, что оно уже обладает всеми необходимыми производственными мощностями. «КамАЗу» же для серийного производства «Платформы» придется построить отдельный завод, что потребует значительных финансовых вливаний помимо денег на разработку самих тяжелых шасси.

Отказ от белорусской техники выглядит по меньшей мере странно. Тем более что шасси МЗКТ и «МАЗ» составляют основу тяжелой колесной боевой техники России.

Впрочем, переход с белорусских на российские шасси можно истолковать и как экономическую игру России в свете готовящегося слияния «МАЗа» и «КамАЗа» и создания совместного предприятия «Росбелавто». Ее целью, в частности, может быть попытка повышения капитализации российского предприятия и, соответственно, передачи меньшей доли акций «КамАЗа» в «Росбелавто» и получения большего пакета ценных бумаг совместного предприятия. Пока же стороны предварительно договорились, что Белоруссия передаст «Росбелавто» 75 процентов минус одна акция «МАЗа», а Россия – 49,9 процента акций «КамАЗа».