фото

Сапфир известен миру как драгоценный камень голубого цвета, и больше всего добывают его в Шри Ланке. Шри Ланка — чемпион мира по добыче желтых, розовых, пурпурных, белых, оранжевых самоцветов, встречаются также цветовые комбинации (у этих камней нет только зеленого оттенка). Считается, что некоторые экземпляры, например, Папараджа — абсолютно белый (бесцветный) сапфир, — попадаются исключительно на этом небольшом острове.

Папараджа — самый известный из самоцветов, и, пожалуй, самый любимый. Тот, кто знает, сколько оттенков у цветка лотоса (не говоря уже о солнце), способен представить себе, сколь противоречивым является описание камня, носящего название Папараджа. Цветовые эффекты настоящего Пада практически невозможно зафиксировать. И ввиду его высокой стоимости, этот камень очень часто подделывают, продавая в Интернет-магазинах откровенные фальшивки. Сочетание оранжевого и розового — это в первую очередь вызов честности фотографа, нежели его мастерству. Один увидит в Паде оттенок розовой лаванды, другой — глубокий и благородный коричневый цвет. Есть даже такие продавцы, которые не утруждают себя компьютерной обработкой фотографий: они продают все, что имеет хотя бы намек на розовый и оранжевый оттенки, под видом Падов. Но чтобы называться подлинным Падом, сапфир должен играть этими двумя оттенками одновременно.

Существует два вида сапфира Папараджа: для первого характерны переливы оттенков внутри камня. Взор завораживают мерцания цветов, пребывающих в удивительном равновесии. Кто-то увидит больше розового, кто-то — отчетливый оранжевый. Еще большее удивление вызывают камни, которые при искусственном освещении имеют розово-оранжевый оттенок, а при дневном свете — искрящийся оранжево-розовый. Второму типу Падов свойственно четкое разделение зон розового и оранжевого цвета. Оранжевый самоцвет, в котором присутствуют зоны выраженного розового, считается истинным Папараджем, и наоборот. Первый тип ценится выше, но и второй является удивительным камнем. К тому же, знатоки Падов умеют отличить «розовато-оранжевый», где доминирующим оттенком является именно оранжевый, и «оранжевато-розовый» (главенствующий цвет — розовый).

Подводя итог сказанному, определим четыре типа Папараджей:

1. Оранжево-розовый (один цвет переливается в другой)

2. Оранжевый с розовым (зоны розового в оранжевом камне)

3. Розово-оранжевый (розовый оттенок переливается в оранжевый)

4. Розовый с оранжевым (зоны оранжевого в розовом самоцвете)

Из четырех этих разновидностей самым дорогим является шри-ланкийский «оранжево-розовый». Пады, ценимые очень высоко, всегда подделывались. Стоит помнить: всякий прекрасного вида самоцвет — подделка, если цена его вам кажется слишком низкой. Это правило не знает исключений. Приобретая подлинный Пад по Интернету, убедитесь в том, что он прошел независимую экспертизу и определен как «оранжево-розовый» или «розово-оранжевый».

И все же, несмотря на многочисленные оттенки такого самоцвета, как сапфир, мы привыкли к тому, что в первую очередь это — голубой камень. Именно он удерживает первое место по продажам среди самоцветов. Известнейшими из них являются васильковый, небесно-голубой вельвет, и самый редкий — кашмирский синий. Название последнего происходит, разумеется, от самоцветов Кашмира. Однако с тех пор, как россыпи сапфиров в этой местности исчерпаны, термин «Кашмир» стал обозначать особый чарующий и гипнотический оттенок насыщенного голубого цвета. Голубые самоцветы подвергаются обжигу для придания им более темных оттенков. Шри Ланка экспортирует неприглядные беловатые камни («гэуда»), которые под воздействием сверхвысоких температур превращаются в голубые сапфиры. Практически 95% цейлонских самоцветов — это обработанные камни. Натуральные ланкийские голубые камни считаются большой редкостью.

Фотографы называют голубой сапфир хамелеоном в мире драгоценных камней. Всякий, кто хоть раз пробовал запечатлеть голубой сапфир на пленке, знают о том, насколько чувствительным является этот камень к источнику света. Имея слишком приблизительное представление о восприятии цвета человеческим глазом и фотообъективом, мы можем только отметить изменчивость голубого сапфира и трудности в его фотографировании. Малейшее изменение угла съемки, расстояния до источника света и типа освещения приводят к удивительным переменам цвета камня. Можно до бесконечности фотографировать один и тот же сапфир, и на всех снимках его оттенок будет выглядеть по-другому. Тона и оттенки камня меняются в зависимости от освещения и угла съемки. гоценных камней), что их вообще нельзя снять с лицевой стороны. Поэтому их, как правило, фотографируют под углом. В противном случае на снимке получается вспышка света овальной формы в том месте, где должен располагаться камень. Но при этом не следует считать, что все белые сапфиры, сфотографированные спереди, являются подделкой. Купите же их скорее, пока не подскочила цена!