Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 15 (995) от 10 апреля 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Защита и нападение в одном флаконе

Николай ОЛЬХОВСКИЙ

ДВОЙНОЙ БЕСПРЕДЕЛ ДЛЯ ОДНОГО ПОТЕРПЕВШЕГО
Сотрудников полиции города Артема «кошмарят» сотрудники Управления собственной безопасности УМВД по Приморскому краю. Причина – наветы со стороны обвиняемого и… оперативное раскрытие преступления.

Полицию, как и ее предшественницу милицию, принято критиковать за неоперативность, бездушие и жестокость. Вспомнить хотя бы нашумевшее недавно на всю страну дело «казанских ментов».

Но бывает и по-другому: милиция-полиция сработала оперативно, но вот дальше на стороне обвиняемого начинает работать адвокат, который еще совсем недавно сам работал заместителем начальника следственного управления милиции – и на бывших коллег с его подачи обрушивается пресс «внутренней полиции» – Управления собственной безопасности. Структуры, которая внутри МВД следит за «чистотой рядов».

В редакцию «Арсеньевских вестей» недавно обратился известный приморский адвокат Александр Пожетнов. Ему в своей работе довольно часто приходится выступать на стороне потерпевших. Однако на этот раз история, рассказанная адвокатом Пожетновым, способна захватить воображение, хотя, по сути, речь идет о банальной уголовщине.


Челюсть сломать, крестик забрать…

14 апреля 2011 г. в городе Артеме на улице Уссурийской несколько молодых людей в возрасте 18-19 лет стояли возле одного из подъездов. Вечерело. Через некоторое время к этой компании подошла другая компания более взрослых ребят 25-30 лет. Только вот у тех, что постарше, сознание было немного затуманено алкоголем.

Те, что постарше, подошли к тем, которые помладше, с претензиями. Один из «старших» – Иван Абросимов (фамилия подозреваемого изменена), высказывая претензии к «молодым», начал обвинять их в том, что они якобы кричали в его адрес что-то обидное.

В итоге словесные аргументы закончились. «Старшие» начали хватать «молодых» за грудки. Один из компании «молодых», Игнат Мицай, попытался отцепить от своего друга одного из наглеющих незваных «гостей». Отвлекся на секунду – и тут же получил от незнакомца сбоку невидимый, но мощный удар в челюсть.

Удар был сильным, очень сильным. Сам Игнат предполагает, что рукой такой мощный удар не мог нанести довольно хлипкий агрессор – экспертиза потом показала, что челюсть сломалась в двух местах. Скорее всего, в руке у нападавшего было что-то зажато.

Позже Игнат расскажет, что от сильной боли он ничего не мог сделать, а нападавший придушил его локтем и даже прижег ему шею сигаретой.

Но дело не в этом. Потом нападавший сорвал с Игната золотую цепочку с крестиком, тем самым совершив преступление, квалифицируемое по ст. 162 УК РФ как разбой. Сотрудникам артемовской полиции (тогда еще – милиции) потребовалось совсем немного времени, чтобы установить личность нападавшего.

В декабре 2011 года подозреваемый Иван Абросимов был задержан. Выяснилось, что за свою жизнь Абросимов дважды привлекался к уголовной ответственности: по ст. 112 и по ст. 139 УК РФ. Оба раза дело до полного торжества не дошло – в обоих случаях обвиняемый смог примириться с потерпевшими на стадии суда. И, по факту, юридически Абросимов не судим, но, как говорится, от такой уголовно-процессуальной «биографии» героя осадок-то остался.

После задержания Абросимова взяли под стражу. Всё дальнейшее, казалось бы, шло по накатанному правосудием сценарию – окончание расследование, подписание прокурором обвинительного заключения, суд. И вряд ли за разбойное нападение Абросимов получил бы условный срок – преступление-то считается тяжким.


Уловки адвокатские?
Или милицейские?

Но такая «однозначность» явно не устраивала Абросимова. Да и его адвоката – Нину К. такая ситуация, видимо, не устраивала тоже.

Александр Пожетнов, адвокат, представитель Игната Мицая: «Для справки: на момент возбуждения против Абросимова уголовного дела в мае 2011 г. Нина К. работала в следственном отделе УВД по городу Артему. И даже на тот момент занимала должность и.о. начальника следственного управления. Из этого следует, что с «делом Абросимова» она была знакома, и, более того, обязана была надзирать за правильным его расследованием.

А в конце года, уйдя из полиции на пенсию, Нина К. поступила в адвокатуру. И одним из первых ее подзащитных стал тот, кого она по роду своей деятельности в полиции должна была привлекать к уголовной ответственности в 2011 году – Иван Абросимов.

Во-первых, такие действия прямо противоречат нормам адвокатской этики. Во-вторых, дальше события приняли совсем уж неприятный оборот – в отношении сотрудников полиции г. Артема – следователя, оперативника, принимавших участие в расследовании дела Абросимова: после его задержания начались проверки Управления собственной безопасности УМВД по Приморскому краю. Связано это как раз-таки с расследованием дела Абросимова.

Я вижу это так: проверка направлена не на то, чтобы доказать невиновность лица, подозреваемого в совершении разбойного нападения, а на то, чтобы дискредитировать следователя и оперативников, работавших по этому делу.

Поводом для проверки УСБ стало обращение некоего гражданина Дмитрия Д.., у которого Абросимов работал в автосервисе во Владивостоке. Гражданин Дмитрий Д., которому принадлежал автосервис, в своем обращение в УСБ УМВД по Приморскому краю указывает, что Абросимов жаловался ему на то, брат потерпевшего – Саша при поддержке сотрудников полиции вымогает у него деньги за прекращение уголовного дела. А Дмитрий Д. как добросовестный гражданин конечно же, обратился с заявлением – а вдруг действительно вымогают?

И надо же – делу дали самый серьезный ход. Правда, гражданин Дмитрий Д., видимо, забыл о том, что почти девять месяцев укрывал Абросимова, которого с мая 2011 г. разыскивали правоохранительные органы. Именно у Дмитрия Д. Абросимов скрывался, когда бегал от правосудия.То есть, поверить в благодушие и правосознание такого жалобщика лично я смогу едва ли. Но, видимо, сотрудники УСБ УМВД по Приморскому краю более доверчивы.


Отчего так возбудилось УСБ?

В начале 2012 г. в УМВД по г. Артему приехала целая группа сотрудников Управления собственной безопасности и Следственного управления при УМВД по Приморскому краю, которая следователя Сергея Сербина и оперативника Вячеслава Харина, принимавших участие в задержании Абросимова, не только тщательно опросила на предмет расследования заурядного, в общем-то, уголовного дела о разбое, но и применила для проверки «чудеса науки» – полиграф, более известный, как «детектор лжи».

Это, конечно, своего рода новация в работе УСБ – проверять сотрудников полиции на «детекторе лжи» по заявлению человека, который сам укрывал преступника. Я думаю, что было бы неплохо проверить на том же «детекторе лжи» самого Дмитрия Д. – а не фальсифицирует ли он, выступая в защиту Абросимова?

Правда, Дмитрий Д., по моему мнению, в данном случае – не более, чем пешка в чужой игре. Потому что за всей этой «правозащитной деятельностью» в адрес Абросимова стоят совершенно другие люди.

Добавлю такой пикантный момент: несмотря на то, что «детектор лжи» не показал никакой неправды в деятельности артемовских полицейских, работавших по делу Абросимова, представители УСБ УМВД по ПК и Следственного управления настаивают на том, чтобы дело (уже, кстати, завершенное) было передано для расследования в другой город – а именно, – в Большой Камень. Формулировка для передачи дела звучит более, чем странно – «в связи с большой загруженностью следователя Сербина направить дело для расследования в следственного управление г. Большой Камень».

Вопрос: если расследование уже завершено и мы вышли уже на стадию ознакомления с уголовным делом, что можно расследовать в Большом Камне?

Я вообще хотел бы обратить внимание руководителя УСБ УМВД по Приморскому краю Геннадия Митина на то, что такой интерес к банальному уголовному делу со стороны «внутренней полиции» вызывает удивление. Начать с того, что невиновность Абросимова никто не доказывает, хотя это – прямая работа адвоката.

В данном случае доказывать невиновность Абросимова, полаю, бесполезно – есть свидетели, которые видели, как Иван Абросимов бил Игната и забирал цель с крестиком, есть иные доказательства, а это значит, что доказать невиновность Абросимова его адвокат не может?

Но зато он может, я предполагаю, существенно осложнить жить полицейским, добиться передачи дела в «удобный» орган внутренних дел. А там, глядишь, уже в третий раз удастся «договориться» с потерпевшим о «примирении сторон»?


Кто проверит УСБ?

Есть еще одна сторона в этом деле. Зачем передавать дело в Большой Камень, если Владивосток гораздо ближе? Вызывает сомнение сотрудников УСБ объективность следствия в Артеме – пожалуйста, рядом Владивосток.

Наконец, третья сторона – публичными действиями: проверками, детекторами лжи и т.д. ставится под сомнение ход расследования данного дела. То есть, следователи и оперативники изначально неправы? А Абросимов – прав?

Никто, однако, не задумался над судьбой потерпевшего – Игнату сломали челюсть, причем подло, ударив исподтишка, отняли подаренный родителями крестик с цепочкой. Всё это называется словом беспредел.

И когда виновник этого беспредела Иван Абросимов, оказался в СИЗО, те, кто заинтересован в его освобождении, начинают делать всё, чтобы преступление осталось без наказания, чтобы в очередной раз Абросимов вышел сухим из воды. И это уже – двойной беспредел по отношению к потерпевшему.

Между прочим, в настоящее время, несмотря на тяжесть полученной травмы, Игнат Мицай проходит службу по призыву в рядах российской армии. Он очень надеется, что его обидчик получит такое наказание, которое полагается по закону.

Пользуясь случаем, хотел бы обратиться к руководителю УМВД по Приморскому краю Андрею Николаеву. Уважаемый Андрей Александрович, в своих публичных обращениях к гражданам и интервью в СМИ Вы неоднократно говорили, что у полиции теперь будет другое лицо, и цель ее работы – не только пресечение и раскрытие преступлений, но уважение и доверие граждан.

Однако на конкретном примере я вижу, что работники УСБ УМВД по ПК своими действиями подрывают профессиональный авторитет следователей и оперативников УМВД по г. Артему и чисто по-человечески унижают сотрудников, проводя проверки на детекторе лжи и веря на слово тем людям, чьи слова изначально нужно ставить под сомнение.

Возникает вопрос: если УСБ может проверить любого сотрудника полиции по любому навету, то кто проверит само УСБ?

Если полиция всерьез озабочена своим имиджем, то она обязана довести уголовное дело Ивана Абросимова до конца – без передачи дела в Большой Камень (есть и другие города в Приморье), без постоянного прессинга следователей и оперативников со стороны УСБ. В противном случае, незащищенным остается потерпевший, а значит, под сомнение ставится и торжество Закона.

Я не сомневаюсь, что Управление собственной безопасности – структура полезная в системе УМВД. Вот только сомневаюсь я в том, что, вмешавшись в расследование дела Ивана Абросимова и Игната Мицая, сотрудники УСБ добьются объективности. Объективности в этом уголовном деле вполне достаточно.

Беспокоит меня совсем другое – как бы это вмешательство не привело к развалу уголовного дела и утрате доказательств…»

Николай ОЛЬХОВСКИЙ


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100