Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 15 (995) от 10 апреля 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Коммуналка для ветерана войны

Татьяна РОМАНЕНКО

Алла Ивановна, моя знакомая, имеет проблему с квартирой. Она, ее мать, ее сын с женой живут в двух смежных комнатах трехкомнатной коммунальной квартиры. Третья комната, отдельная, продана молодой женщине, ждущей ребенка. Это не их родственница.

Получив приглашение, пришла к ним в гости. Алла Ивановна выложила передо мной фотографии отца, матери и рассказала о том, как воевал и освобождал Ленинград ее отец Иван Каторгин, и про квартиру. Информации было много. Исковые заявления, решения, жалобы, объяснения. И все выглядело жутко бестолково. Как-то глупо они потеряли комнату в квартире.


В трехкомнатной коммуналке

Суть дела в следующем. В результате съездов, разъездов и сносов они утратили родовое гнездо – дом, который построил в Петергофе после войны ее отец Каторгин, давно умерший. И купили эти две комнаты в коммунальной квартире. Кроме них жил мужчина, выпивавший, он вскоре умер. Комната освободилась, и мама – Нина Павловна Каторгина – стала хлопотать о предоставлении ей этой комнаты.

Неоднократно обращалась в администрацию района. Но в постановке на учет в льготную очередь, как ветерана ВОВ и вдову ветерана ВОВ, инвалида, ее не поставили и в предоставлении освободившейся комнаты отказали. Каторгина подала иск в суд. Судились бестолково, без юриста, никто не разъяснил им, что инвалиды и ветераны имеют право на бесплатную юридическую помощь.

После многократных изменений и уточнений исковых требований по требованию судьи, решение было принято. Суд постановил, что администрация должна предоставить Каторгиной комнату. Причем не бесплатно, а за деньги. И стоимость комнаты составляет 67 тысяч рублей.

Через месяц после принятия судом решения резолютивная часть его была изменена и изложена в следующей редакции: «Признать за Каторгиной право на заключение договора купли-продажи освободившегося жилого помещения после смерти нанимателя и членов семьи нанимателя – изолированной комнаты размером 13,2 м2 в трехкомнатной коммунальной квартире… по цене, утвержденной филиалом ГУ «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости» – Проектно-инвентаризационным бюро Кировского района СПб с включением в договор в качестве членов семьи собственника, имеющих право пользования данным объектом недвижимости, дочери и внука».

Администрация района ухитрилась потребовать с вдовы 300 тысяч рублей за комнату.


Не суетитесь, вы в семье

Здесь нужно обратить внимание на одну немаловажную деталь. Каторгина просила комнату для себя, ссылаясь на свои льготы. Судья же, с подачи администрации Санкт-Петербурга, за 300 тысяч рублей всучила комнату «семье» Каторгиной, к которой причислила и ее дочь, и ее внука. И, естественно, без учета льгот – какие у семьи могут быть льготы?

Заметим, что у администрации нет права вмешиваться в частную жизнь гражданина, это сугубо личное дело, кто с кем живет и в какой семье. Бабушка, дедушка не относятся к членам семьи внука в силу Жилищного кодекса РФ. Произвольное причисление кого-либо к членам семьи – это грубейшее вмешательство в частную жизнь. С ветеранами часто возникает проблема, когда их, состоящих на очереди самостоятельно, снимают с очереди, причисляют к членам семьи внуков, потому что так хочет администрация.

К примеру, считают квадратные сантиметры тещи сына где-нибудь под Магаданом, 3 квадратных сантиметра в какой-нибудь халупе, в долях, где там еще куча людей прописаны и проживают, там даже разместиться в этих квартирах невозможно. И принимают решение – у ветерана жилищная обеспеченность нормальная. Это абсолютный произвол чиновников и отсутствие надлежащего реагирования прокуратуры.

«Семья» начала искать деньги. Администрация наседала, торопила, давайте срочно, а не то заселим в комнату бомжа или беженцев. Испугались и заняли 10 тысяч долларов с условием отдать 18 000 тысяч долларов через 7 месяцев. Заключили договор с Фондом имущества, подписали договор и стали собственниками комнаты.

Чтобы отдать долг, пошли в банк за кредитом. Банк кредит пообещал, но под залог всей квартиры и чтобы в числе заемщиков не было ветерана Каторгиной, 1924 года рождения. Бабушка Каторгина срочно подарила свою долю внуку и дочери, внук деньги в банке взял, первоначальный долг отдал, но в дальнейшем расплатиться с банком не смог. В результате комнату в заложенной квартире банк продал за 967 тысяч рублей в августе 2011 года. Квартира опять стала коммунальной, а Каторгина опять живет в проходной комнате. В этой же проходной спит и ее дочь, уже немолодая Алла Ивановна.


Злоумышленница

14 марта 2012 года состоялось заседание Кировского суда по новым исковым требованиям Нины Павловны – о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании восстановить на учете в качестве нуждающейся с учетом льгот – ветеран Великой Отечественной войны. Первую инстанцию Каторгина проиграла, в восстановлении в очереди было отказано. Свое решение суд обосновал ссылкой на ст. 53 Жилищного кодекса РФ: «Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет… не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий». В тексте этой статьи главным словом является «намерение». Намерение опять встать на учет. Однако это злоумышленное намерение должно быть доказано.

В судебном заседании долго и подробно выясняли обстоятельства займов, кредитов, ипотеки. О том, что, одаривая своих родственников своей долей в их совместной квартире, Каторгина преследовала корыстную цель – опять встать на учет – ни при исследовании обстоятельств дела, ни в пояснениях сторон, ни в мотивировочной части решения не звучало.

Обстоятельства суровой действительности, когда кредитор ставит заемщика «на счетчик», вынудили вдову ветерана подарить свои доли внуку – без этого банк не давал кредит. Этот шаг был вынужденным, сделан с единственным намерением – расплатиться, наконец, за купленную у государства за неподъемные деньги комнату. Не удалось. Как жила Каторгина в коммуналке в 2005 году, когда начиналась это история, так и по сей день живет в той же коммуналке, в той же проходной комнате.


А что же закон «О ветеранах»?

Нина Павловна Каторгина – вдова ветерана ВОВ, инвалида 1-й группы, награжденного, помимо прочих наград, медалью «За оборону Ленинграда».

Как вдова ветерана ВОВ, являясь сама ветераном ВОВ, она имеет самостоятельное право на улучшение жилищных условий. Уже с 5 марта 2005 года (когда вступила в силу новый Жилищный кодекс) ей должны были не продавать комнату, а предоставить бесплатно (ст. 59 ЖК РФ).

Чиновники также читают эти законы, имея юротделы, получают разъяснения, но только цель этих разъяснений иная – никому не давать, никого не пускать. Несмотря на то, что обязанность чиновника, напротив, содействовать обеспечение жильем ветеранов, а улучшение их жилищных условий является приоритетным направлением работы правительства СПб.


Спрятанные документы

Министром иностранных дел Сергеем Лавровым и президентом Украины Виктором Ющенко в 2008 году была подписана Конвенция о защите прав инвалидов, это еще одно право на льготы. У Каторгиной целый букет этих льгот. Однако в судебном деле 2005 года есть подлинник справки Жилищного комитета о том, что у Каторгиной льгот нет. То есть она изначально была поставлена на учет на общих основаниях, что привело к нарушению ее прав. (Хотя даже в 2005 году, будучи поставленной на жилищный учет на общих основаниях, она попадала под Указ Президента уже в 2008 году).

Может быть, она не представила «когда нужно» и «куда нужно» справки о своих льготах? Нет! Все справки были своевременно переданы в жилищный отдел администрации района, и они по сию пору находятся в материалах архивного учетного дела. Но, на учет, тем не менее, она была поставлена на общих основаниях! Мало того, о льготах не знал и их не учитывал суд, принуждая в 2005 году выкупать жилье. Обстоятельства, дающие ветерану право на льготное получение комнаты, органами власти не принимались во внимание! В справке, выданной Отделом по учету и распределению жилой площади Кировского района Санкт-Петербурга, указано в графе льгота: «Общая очередь», то есть льгот нет. Кстати, номер очереди – 26400.

Обнаружить вранье и подлоги удалось адвокату Татьяне Смирновой. Она рассказывает:

«Нам это архивное учетное дело на протяжении двух заседаний категорически не отдавали. Представитель ответчика держала папку, прижав к груди, не желая предоставлять его даже суду. Я встаю в процессе и говорю:

– Уважаемый суд! Поскольку учетное дело, которое послужило основанием для отказа Каторгиной, и содержащиеся документы имеют достаточный объем, представлено в суд, дважды мы заявляли ходатайство, по требованию суда в связи с нашим ходатайством, мы имеем право познакомиться с документами, находящимися в материалах этого дала. Ваша честь, дайте мне…

Судья раздраженно перебивает:

– Что дайте, что вам дайте? Даже суд не может это дело взять, оставить и что-то с ним сделать.

Я говорю:

– Ваша честь! Позвольте мне свое ходатайство, требование на текущий момент. Я прошу объявить пятиминутный перерыв в судебном заседании, предоставить мне возможность в вашем присутствии председательствующего произвести фотосъемку данного дела, ничего более. Уносить не будем.

И вот тут была немая сцена, и судья не смогла отказать. Мы это дело сфотографировали, оно у нас есть, и даже часть документов была оглашена. Но нежелание дать нам на ознакомление дело прозвучало и со стороны председательствующего в процессе. Суд пытался совершенно незаконно ограничить мое право, как представителя истицы, на ознакомление с документами.

Оказалось, что в архивном деле, учетном деле администрации Кировского района есть несколько экземпляров документов, подтверждающих статус Каторгиной – вдова инвалида, участника ВОВ, собственные льготы ее, справки об инвалидности.

Видимо, по мнению чиновников и суда, именно эти справки являются сверхсекретными сведениями.

По другим судебным делам то же самое происходит. Там, где существуют документы, которые не в пользу администрации, они просто прячутся, как было в одном из процессов по ветеранам в Октябрьском суде. Администрация забрала дело и даже в суд перестала ходить. Всё. И дела нет».


Попугать психушкой

В период нынешнего судебного разбирательства Нину Павловну внезапно вызвали в психоневрологический диспансер при отсутствии состояния ее на учете в ПНД. Это было в феврале. Представители Каторгиной – дочь с адвокатом – прибыли в ПНД, прошли к врачу, предъявив свои полномочия, пояснили, что идет судебное дело, и спросили, в связи с чем вызывается Нина Павловна без какого-либо повода и срочно? Врач растерялся и ничего вразумительного не пояснил.

Через некоторое время на дом приходила какая-то комиссия врачей, Нина Павловна говорила с ними из-за закрытой двери, не впуская в квартиру. После визита врачей непосредственно перед заседанием суда Каторгину при свидетелях чуть не сбила во дворе машина без номеров. Было сделано заявление в прокуратуру, но, очевидно, прокуратура ждала решения суда и разбираться не намерена.

Все решения по предоставлению жилья, все согласования по субсидиям, по ссудам проходят через Жилищный комитет Санкт-Петербурга и им же утверждаются. Однако руководство разъясняет: Жилищный комитет ни на что прав не имеет, все дела ведет районная администрация, в случае несогласия подавайте в суд. Решения районных жилищных комиссий носят рекомендательный характер, так указано в Примерном положении о жилищных комиссиях, изданном в Санкт-Петербурге.

И ухватиться тут не за что. Никто ни за что не отвечает. И только суд может обязать чиновников выполнять их обязанности. И то, если личное убеждение судьи, которым он руководствуется, вынося решение, этому не препятствует. В деле Каторгиной судьи, в соответствии со своими личными убеждениями, отказали вдове ветерана Великой Отечественной войны в улучшении жилищных условий.

Но апелляционную жалобу Нина Павловна Каторгина уже подала.

Татьяна РОМАНЕНКО


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100