фото

Анна Чулкова: Привычные с детства названия конфет должны вернуть народу

Как известно, концерны Бабаевский», «Рот фронт» и «Ясная Поляна», объединившись, вот уже пять лет предъявляют иски региональным кондитерам. Более 73% холдинга принадлежит группе «Гута», замешанной в рейдерском захвате земель в Подмосковье (как пишут некоторые СМИ), 26,58% – правительству Москвы.

Запатентовав в 90-е годы все возможные слова и словосочетания, пригодные для названий конфет (около 1700 наименований), а также воспользовавшись продавленной кем-то в 2007 году небольшой поправкой в Гражданский кодекс РФ (отменившей право использовать советские торговые марки предприятиям, выпускавшим их ранее 1992 г.), теперь «Объединенные кондитеры» на вполне законных основаниях «доят» провинциальных производителей, занимаясь, по сути, открытым рейдерством.

Производители сладкой продукции, проживающие за МКАДом (а их около двадцати), забеспокоились, ведь им тоже нужно кормить свои семьи. Пришлось идти на хитрость, и вот на свет появились конфеты-мутанты: вместо «Каракума» – «Каракурум», «Карабум», «Арамук»; «Красная шапочка» стала зваться «Девчонкой в юбчонке»; «Мишка косолапый» – «Мишкой Косолаповым», а «Красный мак» стал звучать вполне по-интернетски – «Красный маг». С точки зрения филолога процесс этот иначе как детским перевиранием слов не назовешь, и вызывает он очень сильное раздражение, но любители приморских сладостей терпят: обертка узнаваема, да и вкус хуже не стал.

Хитрость с исковерканными названиями, однако, не прошла. Москвичи усмотрели в этом брендовом новоязе отголоски старых названий и опять предъявили иск. Вдобавок они потребовали от региональных фабрик изменения привычного дизайна оберток, потому как вместе с 50-летними советскими названиями приватизировали и его. С такими аппетитами группе «Гута» и иже и ней впору запатентовать Кремль и взимать плату с каждого входящего.

Между тем Федеральная антимонопольная служба заявила, что фабрики могут использовать товарные знаки, известные со времен СССР, но только в исторической упаковке. Это правило распространяется на все региональные предприятия, производившие в свое время кондитерские изделия под советскими брендами. Но вся беда в том, что ФАС суду не указка. Необходимо еще разъяснение президиума Высшего арбитражного суда.

фотоПриморский рецепт «Птички»

В далеком 1950-м пришла фасовщицей на кондитерскую фабрику молоденькая рязаночка Аня Рогожкина, да так и осталась там на 44 года. Стала мастером своего дела, асом, как теперь говорят, и это не преувеличение. Именно при ней запускались линии розничных сортов конфет, в том числе знаменитое «Птичье молоко» (ныне «Приморские»). Торт «Мечта» – ее детище, он известен за пределами края.

Невероятная популярность приморской «Птички» труднообъяснима. Да, кондитеров со всей страны собрали на «Рот-Фронте» больше чем полвека назад и обучили «технологии» производства, которая заключалась в размазывании суфле на основе агар-агара на огромном противне с последующим разрезанием вручную двумя ножами. Лезвия перед резкой опускали в чан с горячей водой, чтобы они легко входили в тягучий пласт. Затем порезанные кусочки глазировали. Все! Дальнейшее зависело от сноровки и вкуса на местах.

Анна Федоровна каким-то невообразимым чутьем кулинара довела процесс до совершенства – в итоге получились действительно восхитительные по советским, да и нынешним меркам конфеты с тремя разными начинками.

Что говорить, в советское время, чтобы купить разрешенные три (пять?) коробок в одни руки, люди с раннего утра занимали очередь у кондитерского магазина напротив гостиницы «Челюскин» (ныне «Версаль»). «Птичье молоко» было шикарным подарком, его высылали по запросу родственникам в другие города, в том числе и в Москву.

Делали все для людей!

В скромной «двушке» у Анны Чулковой множество фотографий и наград, в том числе правительственных, напоминающих о замечательной трудовой деятельности. Мастер высшего класса кондитерского производства РСФСР, Герой Социалистического Труда и лауреат Госпремии СССР, почетный житель Владивостока, Кавалер двух орденов Ленина и ордена Октябрьской Революции – так самоотверженный труд скромной женщины был оценен правительством. Имя Анны Федоровны занесено в Золотую книгу Почета Министерства пищевой промышленности РСФСР и в книгу Трудовой славы.

А ведь работали не за награды. Просто хотелось людям приносить радость. На приморскую фабрику приезжали из разных городов кондитеры на учебу – приморцы секретами делились без утайки. Анна Федоровна с теплом вспоминает имена своих коллег, многих уже нет, но с теми, кто еще здравствует, с удовольствием общается. Это Прочухан Клавдия Васильевна, Набережных Нина Яковлевна, Казакова Галина Михайловна, Рябкова Вера Тимофеевна, Ежова Ундина Ивановна – все мастера с большой буквы. Многие из бригады Анны Чулковой имеют правительственные награды, ордена и медали.

Именно с Приморского кондитера была командирована в Якутск Гришина Валентина Ивановна, чтобы наладить там производство «Птичьего молока» по приморской технологии. Сейчас Валентины Ивановны уже нет среди нас, и ей не пришлось видеть, как «Птичье молоко» изменило упаковку.

То, что происходит сейчас в «конфетном бизнесе», не может не волновать ветерана труда. Анна Федоровна возмущена ситуацией, при которой производителям конфет, более полувека выпускающим определенные наименования, вдруг велят снимать их с производства. Мастеру высшего класса, с нуля организовавшему цех по производству розничных конфет – «мишек», «шапочек», «котов» и прочих любимых с детства, непонятно, почему кондитеры обязаны теперь менять привычные названия на чудовищные. Герой труда считает, что старые наименования должны принадлежать всем, народу, как это было долгие годы. «Надеюсь, здравый смысл победит и наше правительство сможет это решить», – переживает Анна Федоровна.

Патент на сказку

Ни для кого не секрет, что красиво сервированная еда кажется намного вкуснее, нежели кое-как шлепнутая на замызганную тарелку. Подготовка к еде, настрой – залог аппетита и получения удовольствия от трапезы. Беря в руки лакомство, мы прежде всего смотрим на упаковку. Знакомые с детства фантики, обещающие вкуснятину внутри, мало того что способствуют пищеварению, они на минуту погружают нас в детство, что само по себе дорогого стоит.

По мнению психолога Сандомирского: «Работа с детскими воспоминаниями используется в методах психотерапии. Даже кратковременное пребывание в этом взросло-детском состоянии оказывает целительное действие на душевные раны, снимает с плеч груз психологических проблем, волнений и житейских невзгод, а также помогает избавиться от многочисленных сбоев в работе организма, вызванных стрессами». Иными словами, каждый раз вынимая из кулька советский бренд, мы проходим психотерапию.

Лицезрея же вместо «Красной Шапочки» – «Девчонку в юбчонке», потребитель испытывает ассоциации совсем другого толка. Мелочь, скажете. Нет, не мелочь. Потерян образно-воспитательный комплекс, тематический дискурс, который наряду с литературой, кино воспитывал наших детей и нас. Чему могут научить вынужденные новые названия?

Закон что дышло?

Мы живем в государстве, где нет социалистического соревнования и плана на пятилетку с досрочным выполнением. Давно на пенсии передовики производства, не знавшие и не желающие понимать значение слова «бренд». Современные реалии диктуют соблюдение авторских прав, и это справедливо. Так же справедливо и то, что группа «Гута» и несколько человек из правительства не имеют отношения к разработке и производству советских брендов. Это национальная собственность, и она не должна осесть в карманах людей, промышляющих запатентованным разбоем федерального масштаба.