«ТАЙНЫ ГОСКОРПОРАЦИЙ РАСКРЫЛИ ЧЁРНУЮ ДЫРУ ГОСУДАРСТВА: “ЗОЛОТЫЕ” ТОП-МЕНЕДЖЕРЫ С ДВОЙНЫМ ГРАЖДАНСТВОМ И ПОЗОРНЫЕ ЗАРПЛАТЫ
Четвёртый военный год остро ставит вопрос об источниках доходов и сокращении расходов. Чиновники по старой недоброй привычке предлагают решить вопрос за наш с вами счёт – через заклинания ЦБ с ключевой ставкой, повышением налогов и сокращением госпрограмм.
А вот предложений сократить расходы на «эффективных управленцев» из госкорпораций и госкомпаний из высоких кабинетов почему-то не слышно. Хотя огромные затраты на «улучшение имиджа», спонсирование спортивных команд и многомиллионные премии собственным топ-менеджерам – во время СВО это всё больше напоминает разграбление госбюджета.
Об одном из таких примеров, правда о котором вышла наружу из отчётов и аудита, рассказывает Царьград.
В октябре 2025 года в Сети появилась информация, что Почта России за прошлый год потратила на продвижение сайта и рекламу в соцсетях 544 млн рублей из госбюджета. Правда, компания очень оперативно... это опровергла — мол, на продвижение её официального интернет-ресурса заплатили в тысячу раз меньше — около полумиллиона рублей.
Мы, однако, к такому заявлению отнеслись с недоверием... Просто совсем недавно нам попались на глаза тендеры той же «Почты России» на «информирование населения» за прошлые годы, и суммы там очень впечатляющие — сотни миллионов. Как так, задумались мы, раньше тратились, а теперь вдруг одумались и перестали?
... В 2019-м АО «Почта России» разместило три тендера на сайте госзакупок почти с одинаковым наименованием — «Оказание услуг по информированию» — на общую сумму 791 млн рублей... Это, кстати, в десятки раз больше, чем, скажем, было в 2014-м (всего 4 млн руб.) и 2015-м (9,6 млн), когда «Почта России» имела статус ФГУП, а не АО. Но тогда «информированием населения» занимались и региональные её подразделения, у каждого из которых были отдельные тендеры и расходы.
На 2020-й «ПР» разместила извещение об аналогичной закупке на 443,4 млн руб., однако через месяц её отменили. На тот год удалось провести три тендера — на 82,3 млн руб...
В 2021-м был отказ от закупки на 224,3 млн руб., однако на других площадках, не на «Госзакупках», мы обнаружили два «исследовательских» тендера — с целью выяснить ценовые предложения именно в сфере рекламирования, с подробным описанием тех же лотов, по которым такие тендеры проводились прежде (обратите внимание на этот момент).
Весной 2022-го «ПР» провела закупку на оказание полного цикла рекламных услуг на 353,5 млн руб.
Две закупки на 33,4 млн состоялись в 2024-м на «Сбербанк-АСТ», ещё две — на 35,4 млн руб. и на 48,3 млн — на «РТС-Тендер».
А сейчас мы удивим вас ещё больше — 15 октября уже текущего года «Почта России» подала заявку на проведение тендера на «Оказание услуг по информированию физических и юридических лиц о доступных услуг (более 8 млн руб. согласно опубликованному «Царьградом» скриншоту страницы сайта tender.lot-online.ru – прим «АрсВест»).
Правда, через неделю её отменили приказом руководителя «ПР» Мягкова (как-то всё совпало со скандалом о 550-миллионных тратах на рекламу), но — сам факт.
И ещё один момент. Компания периодически проводит исследования рынка на предоставление рекламных услуг — в техдокументации всё аккурат похоже на те закупки, которые делались прежде на многомиллионные суммы. С чего бы, спрашивается?
У нас есть ответ на этот вопрос. Фишка в том, что госкомпании имеют право не делать публичных извещений о проводимых ими закупках — в соответствии с федеральным законом №223-ФЗ.
Кроме того, у таких организаций могут быть дочерние организации, заточенные на конкретный вид деятельности (рекламу, допустим), аффилированность с которыми также не обязательно раскрывать.
Впрочем, ещё раз: мы вовсе не против того, чтобы компании продвигали свои товары и услуги, скорее наоборот. Однако в случае с «Почтой России» (как и с рядом других госкомпаний) история иная...
Долги многомиллиардные — и они будут расти
...«Почта Россия» — убыточная компания. Очень.
В разгромном отчёте Счётной палаты России (СП) о проведённом аудите эффективности и целевого использования бюджетных денег, выделенных «ПР» в 2020-2024 гг. и первом квартале 2025-го, отмечается, что не только сама госкомпания, но и входящие в её группу структуры получили колоссальные убытки..:
Это притом, что, во-первых, «Почта России» регулярно получает господдержку (десятки миллиардов), а её долговая нагрузка выросла на 70% за пять лет (до 128 млрд), но результатов по поставленным задачам она не выполняет в полном объёме, а во-вторых — у её дочерних предприятий финансовая ситуация-то совсем иная.
Так, ИТ-подразделение «Почтатех» демонстрирует неуклонный рост выручки (до 8 млрд по итогам 2024-го, прибыль 285 млн), «Почтовые финансы» завершили прошлый год с чистой прибылью в 12 млрд, «Почта Сервис» — с выручкой в 6,3 млрд и прибылью в 140 млн.
То есть, исходя из логики бизнеса, возможно перенаправление финансовых потоков на решение насущных проблем. А они, проблемы эти самые, гигантские.
Цитата отчёта Счётной палаты: «Средний износ объектов недвижимости — 70 %. В 82 % ОПС ремонт проводился более 10 лет назад. <…> АО «ПР» полностью или частично не использует около 2 тыс. объектов недвижимости, которые могли быть использованы для извлечения дохода».
По этим неиспользуемым объектам вообще непонятно. Ну хоть в аренду сдавайте, адреса-то волшебные, за ними очередь мгновенно встанет...
Сотрудники бегут из «Почты России» — низкие зарплаты. Нет, не низкие — издевательские. Унижающие человеческое достоинство...
По официальным данным, с 2020-го по 2024-й среднесписочная численность сотрудников «ПР» сократилась более чем на четверть — на 73,1 тыс. человек. И причиной тому, к сожалению, никак не роботизация. Представитель смежной профессии — курьер зарабатывает в разы больше...
Зато, как следует из анализа аудиторов, решениями гендиректора, его замов и руководителей филиалов были сделаны «804 неконкурентные закупки на общую сумму 7,5 млрд рублей» (за четыре года). Это как? И почему?
И, к слову, входят ли в упомянутые «неконкурентные закупки» многомиллионные траты на рекламу? И самое «замечательное» — в таких условиях «Почта России» умудряется тратить деньги на «улучшение имиджа компании», на спонсорскую и благотворительную помощь.
На эти нужды в 2019–2023 годах выделили 2 млрд 134 млн рублей...
Тур по Москве — за 5 млрд рублей
Ещё один сюжет в копилку — «путешествие» центрального административного аппарата по Москве, которое обошлось в потерю нескольких миллиардов...
Понимаете, какой финт получился? Сначала «топы» отказались сидеть в «историческом здании», получили в распоряжение другое, заплатили за это огромные деньги (пока то, прежнее, простаивало), а потом вернулись обратно.
Ребята, у вас же денег нет на ремонт отделений и зарплаты людям, вы зачем это делаете, а?
Прибыль есть, должна быть и премия
То, что с «Почтой России» не всё ладно в плане управления и финансовой дисциплины, стало понятно несколько лет назад, когда ведомство имело «приставку» ФГУП (Федеральное государственное унитарное предприятие). Вокруг занимавшего пост генерального директора с 2013 года Дмитрия Страшнова разгорелся скандал.
В конце 2016-го выяснилось, что Дмитрий Евгеньевич по итогам 2014 года выписал себе премию в 95 млн рублей, а своим замам — в сумме на 270 миллионов.
Страшнов озвучил железобетонный аргумент: «Почта России» закончила год с прибылью в 1,4 млрд рублей — почему бы не премировать мудрое руководство?
О том, что прибыль объясняется дотациями из бюджета в 5,4 млрд для покрытия почтового убытка на 4 млрд рублей, Страшнов «забыл».
Весной 2017-го против Страшнова и его приближённых возбудили уголовное дело, на фоне которого летом гендиректор ушёл в отставку. Однако спустя год арестованные почти 100 «премиальных» миллионов Страшнову вернули, уголовное дело закрыли.
За пять лет в «ПР» сменилось три гендиректора, штат советников вырос в полтора раза, а расходы на них — с 121 млн до 179 млн руб. Количество замов гендиректора доходило до 19, за 2020-2024 годы эту должность занимали 53 человека.
А Страшнов не пропал. После скандала его усадили сразу в два совета директоров — «Еврохима» (работал в швейцарском офисе) и… главного делового издания страны РБК. Потому что очень деловой человек, пример для многих.
К 2020-му Дмитрий Евгеньевич потерял эти посты и пропал из публичного пространства, а к лету 2021-го… накопил 300 тысяч задолженности за коммунальные услуги. Можно уйти из «Почты России», но «Почта России» из тебя уже не уйдёт...
Кстати, о замах. В «Почте России» на момент выхода аудита СП не было... постоянного главбуха.
Его функции по совместительству исполнял один из заместителей гендиректора. Причём оформлен он был на 0,1 ставки. То есть в компании, которая тратит миллиарды из госказны, главный бухгалтер официально присутствует 48 минут в день. Фактически эти обязанности были возложены на руководителя дирекции бухгалтерского учёта...
Фамилию главбуха СП не называет, однако, как следует из имеющихся в распоряжении редакции документов, эту должность на тот момент занимала Елена Стёпина.
По нашей информации, после разгромной аудиторской проверки Стёпину попросили «на выход», однако в резюме, размещённом на сайте вакансий 4 августа с.г., она указала, что по-прежнему работает на своём посту...
Как такое возможно в разгар СВО и санкционной войны Запада против России, что одну из ключевых должностей в стратегической компании занимал (или занимает? В апреле главным бухгалтером значился уже другой сотрудник, а вот кто сидит в кресле зама по финансам, данных нет) человек с двойным гражданством и паспортом США, остаётся загадкой. Кстати, наличие среди топ-менеджеров лиц с двойным гражданством не ограничивается только лишь главбухом.
Руководителем одного из активов «ПР» — АО «Национальные логистические технологии» (НЛТ) — в течение нескольких лет был человек с паспортом Великобритании.
Причём его доход 2021-м составил 113 млн руб. — треть (!) убытка предприятия. Согласно ыписке их ЕГРЮЛ, этим лицом был ресторатор Павел Дмитриев (он состоит учредителем 18 юрлиц), и свои обязанности у руля логистического подразделения «Почты России» он исполнял вплоть до конца июня 2022 года, т.е. в течение четырёх месяцев после начала спецоперации....
И теперь вернёмся к тому, с чего мы начали: к эффективности финансовых трат отечественных компаний и корпораций.
Пока Центробанк и Минфин режут бюджет, повышая налоги и отказываясь от финансирования госпрограмм..., учреждённые государством структуры, которым оно, государство, платит гигантские деньги, позволяют себе устраивать «пиры» и тратить средства на какие-то слабо поддающиеся объяснению проекты.
Самый простой арифметический подсчёт (понятно, что учтены не все «странные траты», а только наиболее очевидные) нам показывает, что буквально в пустоту утекли огромные деньги.
Давайте прикинем вместе: 130 млн — на оплату услуг «сторонних организаций», когда то же самое могли сделать свои; 315 млн — на несколько десятков «советников», а в целом избыточные расходы на аппарат управления составили 1,4 млрд руб.;
«лишние» 200 млн — на аренду; 7,5 млрд — на «неконкурентные закупки»; 140 млн — недостача товарных запасов; 1,5 млрд — на спонсорство. Добавьте сюда, что у госкомпании простаивает без дела каждый пятый автомобиль..., — и получится полная картина маслом.
«Почте России» в каком-то смысле не повезло — данные о её финансовом положении стали открытой информацией. Многие другие структуры или скрыли свои финансовые результаты, или «по законам военного времени» находятся вне проверок Счётной палаты. Или просто прибыльны, на основании чего могут и с рекламой поиграться (как будто у страны нет более важных задач).
Кое-что, впрочем, известно. Те же РЖД, допустим, получив за прошлый год прибыль 50 млрд, почти 10% от вырученных денег выделили на спонсорство «Локомотиву». «Газпром» примерно столько же даёт «Зениту».
И, само собой, не скупятся госкорпорации на рекламу, хотя, как мы уже отмечали, многие пользуются опцией о неразглашении своих затрат в ходе тендеров. Даже увязший в долгах «АвтоВАЗ» заказывает себе соответствующие «маркетинговые исследования».
В совокупности расходы на эти, прямо скажем, необязательные нужды оцениваются в десятки миллиардов. На которые можно было бы не только обеспечивать потребности фронта, но и, к примеру, направлять их на обеспечение жильём многодетных семей — в пересчёте выходит несколько тысяч квартир в регионах.
Расследования «Первого Русского» продолжаются. Скоро мы расскажем и о других чудо-управленцах за бюджетный счёт»
© Арсеньевские вести, 1992—2022. Индекс подписки: П2436
При перепечатке и при другом использовании материалов, ссылка на «Арсеньевские вести» обязательна.
При републикации в сети интернет так же обязательна работающая ссылка на оригинал статьи, или на главную страницу сайта: https://www.arsvest.ru/