За торговым противостоянием США и Китая с тревогой наблюдает весь мир. Что мешает разрешению конфликта и какими последствиями может грозить для глобальной экономики его затягивание – в нашем аналитическом обзоре.

Новый виток «войны». В начале августа 2019 года после очередного раунда американо-китайских переговоров, администрацией США было анонсировано введение дополнительных пошлин на импорт из Китая на общую сумму в 250 млрд долл. Учитывая, что примерно 300 млрд долл. импортируемой продукции уже облагаются пошлинами, тарифы должны охватить весь объем поставок в США из Китая (за время президентства Д. Трампа средний уровень ввозных пошлин на китайские товары был повышен с 3,1% до 21,2%).

Китай в свою очередь вводит ответные меры, затрагивающие американские поставки автомобилей и сельхозтоваров.

Двусторонние потери. Продолжающая два года торговая война двух мировых лидеров уже дала свои негативные для обеих сторон результаты. В 2018 году экспорт США в Китай был на 7,3% меньше уровня 2017 года. По итогам I полугодия 2019-го товарооборот составил 258,3 млрд долл., что на 14,2% ниже показателя аналогичного периода 2018 года.

Китай переместился в списке торговых партнеров США с первого на третье место, уступив в рейтинге Мексике и Канаде. Экспорт КНР в США сократился на 8,1%, составив менее 200 млрд долл., а импорт из США – на 30% до 58,9 млрд долл.

Дефицит торговли США с Китаем начинает постепенно снижаться, чего и добивался Трамп, однако цена у этого снижения оказалась слишком велика, в т.ч. и для американской экономики. Темпы роста ВВП во втором квартале снизились до 2% по сравнению с показателем 3,1% первого квартала 2019 года.

Издержки для мира. Очевидно, что эта «война» оказывает негативное воздействие на всю мировую экономику – вызывает падение глобального спроса и неопределенность в оценках общих перспектив развития.

Так, после очередного заявления Д.Трампа 5 августа 2019 года, обрушились на 2-3% котировки акций в Европе, Азии и Америке, причем падение американских фондовых индексов оказалось самым масштабным. В конце августа продолжилось падение индексов на азиатских рынках (например, индексы на биржах Шанхая и Токио снизились на 1,2 и 2,2% соответственно).

Позиция сторон. Политика Трампа отрицательно сказывается и на бизнесе американских ТНК. Опасаясь санкций, они начинают переводить свои штаб-квартиры из Китая во Вьетнам, Мьянму, Таиланд и другие азиатские страны, что увеличивает издержки.

Ведущиеся в постоянном режиме американо-китайские переговоры по торговым вопросам не дают результатов. Стороны твердо стоят на своих позициях и нет сигналов для прогнозирования будущего: какая из стран уступит и уступит ли. Для Трампа противостояние с Китаем, похоже, все больше становится делом принципа.

Китаю твердость прибавляет новое направление политики, заключающееся в усилении мер по стимулированию внутреннего спроса. Это – курс на ослабления юаня, налоговые льготы предпринимателям, поддержка северо-западных регионов, увеличение государственных расходов на цели развития цифровой экономики, образования и социальной сферы, что обеспечивает относительно высокие темпы роста экономики (во втором квартале 2019 года ВВП увеличился на 6,2%, в годовом выражении в 2019 году рост составит 6,6%).

Когда состоится решающая сделка? Если в ближайшее время США и Китай не достигнут хоть какого-то конструктивного решения, то третьим странам, судя по всему, придется выстраивать свои стратегии с расчетом на ухудшение ситуации в мировой экономике и дальнейшее замедление темпов.

Напомним, сейчас, по словам американского президента, США и Китай выбирают новое место для заключения торговой сделки, которая ранее должна была состояться в рамках саммита АТЭС в Чили в середине ноября. Предполагается, что первая часть сделки охватит около 60% всего торгового соглашения.