фото

Окончание. Начало в АрсВест N№N№ 32-37.

Многие скажут, что Петр I приблизил Россию к цивилизованному миру. Как говорили, прорубил окно в Европу. Заставил бояр брить бороды и пить кофею. Так сказать, пинками погнал россиян к европейской цивилизации. Человека можно одеть в шикарный костюм и галстук, преобразить по внешности в аристократа. А внутри он останется таким же простым и диким.  

История учит, что сила и принуждение ни к чему хорошему не приводят. Все должно происходить естественным путем. Вот и коммунистическое счастье в России не получилось. Как только расстрелы и тюрьмы закончились, так и страна развалилась.

Сегодня мы по виду вроде бы и европейцы, о чем трубим на каждом углу. А вот по сути как отставали от европейской цивилизации, так и отстаем. Непонятно только, на сколько. Ведь устроить кровавую бойню в Донецке и Луганске цивилизованные люди не смогут.

Намного лучше, когда к цивилизации, к более развитому образу жизни приходят сознательно. И уже бритье бород и распивание кофе становится неотъемлемой частью бытия.

Многие скажут: не дело голытьбы оценивать труды великих. Но это в том случае, когда великие становятся святыми. Когда эти великие не превращали свой народ в расходной материал.

Сам домик Петра I небольшой, внутрь никого не пускают. Посетителей мало, и весь осмотр занимает чуть больше двадцати минут.

Идем дальше, и в уютном скверике у старинного жилого дома присели перекусить. Кофе в термосе и бутерброды у нас всегда с собой. И когда закончили свою немудреную трапезу, обнаружили на стене этого самого дома мемориальную табличку, которая извещает, что в этом доме жил великий советский актер Кирилл Лавров. Это уже история, но очень и очень нам близкая.  

Идем дальше вдоль Невы и выходим к «Авроре». Крейсер не впечатляет размерами. Обычный военный корабль среднего класса, оснащенный пушками и торпедными аппаратами. Экскурсия по легендарному кораблю не занимает много времени. Подпалубные помещения переоборудованы в музей, главные экспонаты которого – фотографии из истории крейсера, его экипажа и тех далеких революционных времен.

Сфотографировались на фоне носового орудия, по морскому – бакового, с выстрела которого начался отсчет несчастий Российской империи. Вот только пушка та самая или нет, история умалчивает. Ведь во время Великой Отечественной Войны пушки с крейсера были сняты и отправлены воевать на сушу.

Возвращаемся пешком на «Невский» через «Троицкий» мост. Этот день у нас получился самым насыщенным и самым тяжелым. Весь день на ногах, прошли пешком очень большое расстояние. Сил остается только на обратный путь к месту проживания.

11 июня

фото

Последний день пребывания в славном городе Санкт-Петербурге. Наш поезд на Москву уходит в десять вечера, так что имеем в запасе фактически целый день. И отправляемся на «Стрелку» Васильевского острова посмотреть на «Ростральные колонны», служившие в прошлом веке маяками. Их две, и они, скорее всего, стоят точно на определенном меридиане, играя роль створных знаков.

В старину в верхнюю часть так называемых тарелок, вернее чаш, наливалось конопляное масло, которое в темное время суток поджигалось. И этот свет пламени указывал капитанам судов путь в гавань. Из рассказа экскурсовода узнаем, что женские фигуры в основании «Ростральных колонн» – это великие русские реки: Волга, Днепр, Нева и Волхов.

Время в запасе остается ровно столько, чтобы пешком вернуться на «Невский» через Дворцовую площадь. Еще раз полюбоваться Эрмитажем, сфотографироваться на фоне «Александрийского столпа».   

Путешествие подходит к концу, мы отправляемся в обратный путь. Поезд доставляет нас из Петербурга в Москву. В шесть утра мы на площади трех вокзалов, на остановке метро «Комсомольская».

И снова у нас в запасе больше девяти часов до вылета нашего самолета во Владивосток. И чтобы провести время с максимальной пользой, едем в центр Москвы, на ее старинные улочки, которые знает каждый россиянин: Ордынка, Арбат, Охотный Ряд, Пречистенка и другие. Погода балует, теплый день, яркое солнышко, еще нет одуряющей летней жары.

Снова идем по брусчатке «Красной площади», по которой прошло не одно поколение россиян. Сверил часы по «Кремлевским курантам». И от «Красной Площади» уходим в глубину московских улиц. Просто идем, гуляем, дышим Москвой, наслаждаемся теплым и солнечным деньком, которым порадовала нас столица в день отъезда.

Но время неумолимо бежит вперед, и нам пора подтягиваться в аэропорт. Как говорится, лучше приехать туда на три часа раньше, чем на одну минуту позже. В аэропорт «Внуково» дорога изучена. Доезжаем на метро до Киевского вокзала, где все просто и понятно. Покупаем билеты на аэроэкспресс, и через тридцать минут мы в аэропорту. Довольно долгий проход через систему досмотра.

А вот в главном зале, где надо пройти регистрацию, нас ожидает сюрприз, с которым пришлось разбираться десять минут. В Москве современная система регистрации. И, что самое печальное, нет ни каких дежурных, ни у кого ничего не спросишь. По крайней мере, эти самые дежурные нам не встретились.

Приходится вникать в систему самостоятельно, что на самом деле оказывается и не так уж сложно. На справочном электронном табло находим номер нашего рейса, напротив которого стоят номера стоек регистрации. Их оказывается больше десятка, от 97 до 108. Идем к ним, где одна большая очередь на все рейсы по России. На международные вылеты свои стойки регистрации.

Оказывается, можно зарегистрироваться хоть за четыре часа до начала рейса и пройти в зал вылета. Каких-то тридцать минут, и все формальности закончены, включая и личный досмотр. Все, путь домой нам открыт.

Через два часа мы вылетели во Владивосток, куда и прибыли благополучно 12 июня в двенадцать дня. Все прекрасно. Вот только двадцать дней – очень и очень мало для знакомства с двумя российским столицами. Мы не увидели и десятой части, а, может, и сотой из того, что просто обязан увидеть каждый россиянин.

Но зато появился стимул повторить такое же путешествие на следующий год. Владивосток встретил нас теплом, хмурым небом, изредка сыпавшим на землю дождем. Наша приморская погода приветствовала нас.

фото

Виктор БОНДАРЧУК.