Причины авиакатастрофы, произошедшей 5 мая, будут выяснять госкомиссия, специалисты, эксперты и, конечно, компании, которые застраховали самолет, экипаж и пассажиров. Рассказываем об особенностях страхования трагических случаев в гражданской авиации.

Статистика и страховщики. В мире накоплена обширная статистическая база авиакатастроф, сопровождавшихся людскими жертвами. Эти данные представляют собой бесценный базовый материал для страховых компаний, которые оценивают риски в стоимостном эквиваленте для расчета страховой суммы покрытия и размера страхового возмещения в случае аварии. Согласно статистике, при наличии различных факторов риска (неблагоприятные погодные условия, нека­честве­нный ремо­нт авиа­лайне­ра, столкновение с землей в условиях плохой видимости, даже столкновение двух самолетов в воздухе и т.д.) наибольшую угрозу представляет собой человеческий фактор: ошибки пилотов или диспетчеров.

Что касается причин трагедии в Шереметьево, многое объяснит содержимое черного ящика: раскроет тайны и ошибки этого трагического полета авиалайнера Sukhoi Superjet, владельцем которого являлась компания «Аэрофлот». Установление истинных причин аварии необходимо не только для выявления виновных в гибели людей, но и для последующих страховых выплат. Страховые компании должны принять решение о том, кому, сколько и почему следует платить компенсации.

Своя специфика. Как правило, страхованием авиаперелетов занимается не одна компания, а две или три, то есть имеет место сострахование, или разделение рисков. По причинам, связанным с высокими рисками и огромными по объемам потенциально возможными страховыми выплатами, обычно авиационным страхованием занимаются самые крупные страховые компании, перестраховывающие свои риски у первоклассных перестраховщиков. Этот вывод подтверждается информацией Всероссийского союза страховщиков.

Из теории и практики страхования известно, что авиационное страхование — очень сложный комплексный вид страхования, который включает целый ряд рисков, покрываемых страховой защитой. Имеются в виду: авиационное каско, или страхование воздушного судна как вида имущества (потеря или повреждение воздушного судна по причине несчастного случая на земле, в воздухе, в воде или при транспортировке и т.д.); страхование гражданской ответственности владельца воздушного судна, то есть авиакомпании или перевозчика; страхование экипажа; страхование перевозимых по воздуху грузов; другие риски и виды страховой ответственности.

Сгоревший самолет Sukhoi Superjet принадлежал компании «Аэрофлот» и был застрахован по авиакаско по упомянутой выше схеме сострахования (ответственность между страховщиками распределяется поровну) крупнейшими российскими страховщиками на полную стоимость, объем которой не раскрывается. Причем страховое возмещение одновременно получат и «Аэрофлот» как владелец, и лизинговая компания, если таковая участвовала в страховой сделке наряду с «Аэрофлотом».

О возмещениях. В сложившейся ситуации главное внимание сосредоточено на выплате возмещений семьям погибших. В соответствии с действующим российским законодательством компания-авиаперевозчик обязана страховать свою ответственность за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров и отвечать за выплату страхового возмещения. Нет сомнений, что «Аэрофлот» был застрахован крупнейшими российскими страховщиками от трагедий, подобных той, что произошла с авиалайнером в Шереметьево В соответствии с постановлением правительства России, родственники погибших имеют право на получение компенсаций до 2 млн рублей, а также 25 тыс. рублей на погребение. Аналогичный лимит установлен и при причинении вреда здоровью. Эти лимиты распространяются также на бортпроводников и экипаж.

Таким образом, учитывая современную российскую практику авиастрахования, соответствующую принятым международным стандартам в этой области, стоит надеяться, что все контракты страхового направления будут выполнены.