https://analitica.rea.ru/upload/iblock/0ec/Skandinavskiy-brilliant-ili-vse-li-tak-khorosho-u-Norvegii_-kak-kazhetsya.JPG

Норвегию называют скандинавским бриллиантом во многом потому, что в стране построен так называемый скандинавский социализм – рыночная экономика смешанного типа с сильным и эффективным частным сектором совокупного общественного продукта. Однако колебания мировых цен на нефть и газ вносят свои коррективы.

Самая-самая. Результаты эффективного функционирования скандинавской модели отражаются в позициях Норвегии в глобальных международных рейтингах. Норвегия признана самой процветающей страной мира (The Lega-tum Institute, 2019) и первой на планете по Индексу человеческого развития (Human Development indices and indicators, 2019). Страна входит в Топ-10 в рейтинге Doing Business (ВЭФ).

В 2018 г. ее ВВП увеличился в сравнении с 2017 г. на 16,1% и составил 483 млрд. долл. По ВВП на душу населения –75,5 тыс. долл., Норвегия в 2018 г. заняла третье место в мире. Экономику страны отличает достаточно низкий уровень безработицы: 3,8% в 2018 г. (для сравнения: средний уровень безработицы в ЕС за этот период –8,7%) и низкий уровень инфляции.

Внешняя зависимость. Однако, несмотря на успешно функционирующую социально-экономическую модель, экономике Норвегии присущи взлеты и падения. По сути она является экспорториентированной и зависимой от конъюнктуры мировых рынков. Неустойчивость на рынке углеводородов в последние годы влияет на результаты внешнеторговой деятельности.

Внешнеторговый товарооборот страны в 2018 г. сократился на 13,9% по сравнению с 2017 г. и составил 282,2 млрд. долл. При этом совокупный импорт уменьшился на 4,4%, до 134,7 млрд. долл., а экспорт на 18,3% до 147,6 млрд. долл.

Неблагоприятная ситуация складывается в области движения капиталов. На наш взгляд факторы, влияющие на переход экономики Норвегии к рецессии в 2017-2018 гг., таковы:

- во-первых, волатильность мировых цен на нефтяных рынках, которая определялась соглашением ОПЕК и ряда других государств, производящих нефть, по сокращению объемов добычи, принятое в декабре 2016 г. В результате цена барреля нефти в течение 2017-2018 гг. колебалась в коридоре от 60 до 67 долл. /баррель, что обеспечило возвращение рентабельности месторождений на норвежском шельфе на уровень окупаемости;

- во-вторых, стабилизация курса норвежской кроны на уровне 8,31 NOK за 1 долл. США и рост на 2,3% средней заработной платы привели к укреплению норвежской экономики в целом, при этом, не оказывая негативного воздействия на уровень конкурентоспособности экспорториентированных отраслей;

- в-третьих, низкая ключевая процентная ставка, которую Банк Норвегии в 2016 г. снизил с 0,75% до 0,5% и сохранил неизменной на протяжении 2017-2018 гг., способствовала стимулированию активизации деловой активности и повышению спроса в экономике после периода спада. 

Татьяна Кузьмина, профессор кафедры мировой экономики РЭУ им. Г.В. Плеханова