Трудности расчета. Информация о соотношении реальной заработной платы и инфляции, которая касается каждого гражданина нашей страны, ежемесячно публикуется государственными и всевозможными общественными организациями и находится в общей доступности. Однако проанализировать это соотношение не так просто. Это связано с тем, что рассчитать инфляцию, не впадая в зависимость от ее макроусредненности, довольно сложно, а также с тем, что нелегко определить, по каким критериям рассчитывать среднюю реальную заработную плату. Однако эти два многоплановых и многоуровневых критерия позволяют провести комплексный анализ, необходимый для оценки уровня развития экономики и общества в целом.

Показатели инфляции. Точный коэффициент инфляции за 2018 год рассчитывать достаточно трудно из-за экономической нестабильности, многофакторности и многоэлементности методики расчета.

При расчете инфляции учитываются показатели следующих отраслей — элементов национальной экономики и изменений в них, возникающих под влиянием внутренних и внешних факторов[1]: показатели рынков продовольственных и непродовольственных товаров, рынка услуг (МЭР); значения инфляции (МЭР РФ); показатели базовой инфляции (Росстат), волатильности (изменения цен) валютного рынка (МЭР РФ) и монетарной инфляции, которая является целевым ориентиром Банка России.

Инфляция рассчитывается за исключением продовольственной, регулируемых цен и тарифов и подакцизной продукции (Банк России).

Итоговые результаты, которые представляет МЭР РФ по инфляционным процессам в России в 2018 году, показаны далее.

Inf_1.png


В октябре 2018 года уровень инфляции в России составил 0,39%, что на 0,23% больше, чем в сентябре, и на 0,38% больше, чем в августе 2018 года. Вместе с этим инфляция с начала 2018 года составила 2,92%, а в годовом исчислении — 3,78% (октябрь 2017 года).

Цель Центробанка России по росту уровня инфляции на 2018 год заключалась в том, чтобы инфляция не превысила 4%. Такая цель обосновывается тем, что по результатам 2017 года инфляция составила 2,5%, при том что бюджет планировался с расчетом на показатель инфляции в 4%.

С одной стороны, низкая инфляция — это низкий рост цен. Но с другой стороны, это указывает и на стагнацию экономики.

Дисбаланс растет. Что же у нас происходит с реальной заработной платой?

Заработная плата в 2018 году в России


Период

Среднемесячная
номинальная
начисленная
заработная
плата,
руб.

В % к соответствующему периоду
предыдущего
года

В % к предыдущему
периоду

Реальная начисленная
заработная плата

в % к соответствующему периоду
предыдущего
года

в % к предыдущему
периоду

 Январь

39 017

113,4

76,5

111,0

76,3

 Февраль

40 443

112,9

102,7

110,5

102,5

 Март

42 364

111,3

105,0

108,7

104,7

 I квартал

40 691

112,7

95,1

110,2

94,3

 Апрель

43 381

110,2

102,8

107,6

102,4

 Май

44 076

110,2

101,3

107,6

100,9

 Июнь

45 848

109,7

104,1

107,2

103,6

 II квартал

44 477

110,1

109,4

107,6

108,3

 I полугодие

42 555

111,2

 102,3

108,7

 101,3

 Июль

42 413

110,2

92,4

107,5

92,2

 Август

41 364

110,1

97,5

106,8

97,5

 Сентябрь

42 200

110,8

102,0

107,2

101,8

 III квартал

42 020

110,4

94,5

107,2

93,8

 Январь —   сентябрь

42 377

111,1

 98,2

108,4

 98,0

Исходя из этих официальных данных, мы можем сделать вывод, что реальная зарплата по России за январь — сентябрь 2018 года уменьшилась на 2 процентных пункта, а номинальная — на 1,8.

В тот же период инфляция в России каждый месяц в среднем росла на 0,28%, и за девять месяцев составила 2,5%.

Следовательно, в расчетно-теоретическом плане инфляция обогнала среднюю заработную плату на 4,5%. Другими словами, в октябре 2018 года граждане России смогли приобретать товары и услуги на 4,5% меньше по сравнению с январем 2018 года.

То есть реальная зарплата усилила инфляцию, сделав граждан менее платежеспособными.

Если спрогнозировать ситуацию на конец декабря, то, учитывая нашу предновогоднюю традицию увеличивать цены примерно на 5–7%, общий дисбаланс между инфляцией и реальной зарплатой увеличится и составит 9,5–11,5% (в случае если реальная зарплата останется на уровне сентября 2018 года).

[1] В скобках указаны ведомства, осуществляющие необходимые расчеты.