фото

В 1971 г. в СССР одновременно с созданием новых комплексов «ОС» (одиночные старты) в Московском институте теплотехники начались разработки первого подвижного грунтового комплекса с твёрдотопливной ракетой средней дальности РСД-10 «Пионер». В 1976 г. этот комплекс принимается на вооружение, что способствовало сохранению военно-стратегического паритета между ведущими ядерными державами.

В азиатской части СССР комплекс РСД-10 явился частью нашей обороны против баз США в Японии и Индийском океане и противовесом китайским ядерным вооружениям. В середине 1970-х г.г. руководство США активизировало свои отношения с Китаем. В то время как тогдашнее руководство Китая отвергало наши попытки начать с ним переговоры.

Китай собирался «преподать» урок Вьетнаму, а США готовили соглашение с Китаем по сбору сведений с его территорий разведывательных данных по советским РВСН. Все это расценивалось как попытки Китая столкнуть СССР и США к мировой войне.

Тогда и было принято решение о поездке в Сибирь и на ДВ Л. Брежнева и министра обороны Д. Устинова для проверки обороноспособности на востоке. Для показа наших новых мобильных комплексов, противостоящих НАТО в Европе и Китаю на востоке, Устиновым была выбрана ракетная дивизия под Новосибирском. В то время Л.И. Брежнев имел воинское звание маршала Советского Союза.

Такая поездка по Сибири и ДВ была совершена в марте 1978 г., т.е. за 4 года до смерти Брежнева в ноябре 1982 г. Новосибирская дивизия на день инспектирования несла боевое дежурство только 2-мя полками, получившими в полном объёме новую технику. Ранее, в 1976 г., согласно американо-советскому соглашению о сокращении МБР шахтного базирования, ее шахтные позиции по операции «Акация» были взорваны, полки стали кадрированными, т.е. с сохранением основного костяка офицерского состава.

Боевые действия мобильные полки дивизии с твердотопливными ракетами могли вести там, где их застанут боевые приказы на пуск: автоматика открывает крышу металлических сооружений «гаражного типа» и СПУ (самоходная пусковая установка) занимает вертикальное положение. Или в полевых условиях занимали по циклограмме пуска вертикальное положение в лесной просеке под открытым небом. Циклограмма пуска занимала несколько десятков секунд.

Для показа руководителям СССР марша ракетного полка была выбрана штатная дорога ежедневного использования. К смотру был представлен полк полковника А. Быкова. Место показа после отъезда Брежнева и Устинова было названо «Малая Земля» и укоренилась до сегодняшнего дня в системе докладов при марше подразделений дивизии.

В 10 ч. утра инспектирующие вышли из обогреваемой палатки, чтобы остановиться в 10 шагах от проходящей боевой техники. Главком РВСН В.Ф. Толубко заранее доложил Брежневу и Устинову тактико-технические возможности нового мобильного комплекса «Пионер». От палатки к бетонной дороге вела очищенная от снега дорожка, уложенная мелкой хвоей (см. фотоснимок). Левее Брежнева по ней шагал в гражданской одежде начальник личной охраны полковник Медведев. Его знала вся страна по фотоснимкам и по теленовостям програмы «Время». По правой стороне дорожки, в осеннем пальто с шарфом в темной шапке, шел Брежнев.

Чуть сбоку генерал Толубко на ходу что-то докладывал Брежневу. Следом за Толубко шел небольшого роста 73-летний первый секретарь новосибирского обкома партии Ф. Горячев; после исторической поездки Брежнева он был сразу отправлен на пенсию (19 лет командовал областью). За Горячевым, в парадной шинели, молча шел Д. Устинов.

Накануне между Устиновым и Толубко произошел неприятный разговор. Импульсивный Толубко пожаловался Брежневу о затягивании поставок в войска нового вооружения, на что Устинов бросил ему: «Не сейчас! Приедем в Москву – разберемся…»

Как только руководители страны остановились на площадке осмотра, стоящий на ней командир Л. Придатко по рации передал п-ку Быкову: «Начинайте марш, вперед!» Все повернули головы вправо. Сизый дымок подымался в морозном воздухе от 500-сильных «Мазов», начавших марш с интервалом в 10 метров. Впереди колоны полка – БТР-70, из его башни в раструбе по горизонтали и вертикали перемещалось дуло крупнокалиберного пулемета. Пояснения давал Главком Толубко:

«Леонид Ильич, командир полка возглавляет марш. Кроме обороны головы колонны – с БТР выполняются функции навигации, самописец отслеживает правильность маршрута. За БТР следует подвижный КП полка, со Знаменем и дежурной сменой боевого управления...

ПКП полка оснащен АСУ, позволяющей принимать все приказы боевого предназначения с высших КП, вплоть до Ставки, и представлять доклады о получении и исполнении приказов боевыми дивизионами. При необходимости ПКП полка может сам продублировать достоверные приказы.

Далее следуют два агрегата – это машины связи, позволяющие принимать приказы по радиосетям централизованного боевого управления. А вот на марше вы видите передвижные МДЭС – машины дизельных электростанций. Их предназначение – для обеспечения боевой и тыловой зоны дивизионов полка. Это очень надежные МДЭС.

Далее была представлена столовая на колёсах, все тэны на электропитании и машина общежития. Обычным агрегатом на «Зиле» шла обмывочно-нейтрализационная машина с топкой для подогрева и запасом питьевой воды. Колонну дивизиона управления полка замыкает машина дежурной смены охраны и обороны – караула. На марше караул охраняет хвост колонны.

В зоне осмотра появилась колонна первого ракетного дивизиона. Его командир, находясь в БТР-70, вел свою колонну, управляя агрегатами на марше по радиосвязи.

– Леонид Ильич, это наша гордость – боевой ракетный дивизион. Он может совершать марш или в составе полка или отдельно – управляем в любом случае. В его состав входят уже перечисленные связные, тыловые и охранные агрегаты. Дивизион имеет подвижный КП. В нем за пультами пуска несут БД офицеры – все с высшим военным образованием, штатная категория – майор.

Аппаратура АСУ, на которой они несут круглосуточно БД, сопряжена с ракетой. Именно с ПКП дежурная смена может первыми увидеть не только отсветку на апаратуре АСУ о состоявшихся пусках на 3-х СПУ, но и услышать - увидеть этот факт визуально. Отсветка о пусках передается на все вышестоящие КП аппаратурой. Выполнив боевую задачу, РДН снимаются с данной позиции и убывают на другую, чтобы уйти из-под возможного удара противника и принять участие в последующих пусках.

– А вот и наша гордость, –продолжил доклад Толубко, – которой не обладает не одна страна в мире».

Мимо руководителей страны одна за другой стали проходить огромные, почти 100-тонные, на шести осях, приземистые СПУ со свернутыми камуфляжными сетями зимнего предназначения. Впереди каждой СПУ две кабины: в одной механик-водитель – прапорщик (солдаты и сержанты СПУ с 3-мя ядерными блоками не водят); в другой кабине – командир агрегата.

Транспортно-пусковой контейнер с ракетой лежит на пусковой установке; тяжелый бронированный обтекатель отстреливается перед пуском, и двухступенчатая твёрдотопливная ракета с блоком разведения выстреливается из контейнера с помощью порохового аккумулятора давления. После выхода запускается маршевый двигатель первой ступени. Несколько секунд ракета летит вертикально, а затем, ведомая бортовой вычислительной машинкой, ломает угол тангажа и направляется в сторону цели.

После отработки второй ступени блок разведения направляет три РГЧ (мощность по 150 килотонн каждый) по запланированным целям, которые могут отстоять друг от друга на сотни км. Дальность стрельбы – не менее 5000 км., точность – менее 500 м.

Достоинство комплекса – ракета твёрдотопливная, безопасная. Именно такую наши войска и ждали. Недаром комплекс носит название «Пионер». Для гарантированного занятия в лесу в любое время года – дивизии придается отдельный инженерно-саперный батальон с мощной техникой на гусеничном ходу.

За первым РДН последовали второй, третий. Далее Толубко доложил Брежневу и Устинову об организации БД в РВСН, и как в войсках осуществляются мероприятия по исключению несанкционированных действий (нсд) и несанкционированных пусков (нсп). Пока Толубко докладывал всё это, полк совершил 3-х километровый марш, чтобы развернуться в обратном направлении и показать частичную циклограмму пуска одной СПУ на линейке осмотра.

Инкспектирующие убыли в обогреваемую палатку, Брежнев и Устинов в ботинках начали чувствовать сибирский морозец. Когда отогрелись и вышли, увидели на открытом месте цепочку стоящих агрегатов. Одна СПУ была приподнята гидродомкратами над землей горизонтально.

Брежнев и сопровождающие остановились перед грозной СПУ. По команде контейнер с находящейся в нем ракетой стал подниматься, занимая вертикальное положение. Сферически затупленная ракета с обтекателем остановилась и зафиксировалась, «смотря» строго в зенит. Толубко доложил о полной автоматизации подготовки и самого пуска, а также, что РВСН имеют подвижный комплекс и на ж/д основе. О преимуществах грунтовых и ж/д комплексах, так как противник не может подвергнуть их прицельному удару. И что именно эти комплексы нанесут основной ущерб противнику в случае ответного удара с нашей стороны.

Затем Брежнев подходил к агрегатам, выслушав короткие доклады старших, пожимал каждому руку; зашел по лестнице на ПКП 1-го боевого дивизиона. Всем докладывающим вручал часы, на крышке часов была гравировка: капитану (майору, подполковнику) от Л.И. Брежнева, 1978 г.

Все шло по продуманному сценарию, пока 72-летний Брежнев не подошел к командиру одной из СПУ капитану В. Дуга. К высокому, взявшему под козырек, капитану Леонид Ильич так близко подошел, что тот, находясь по стойке смирно и глядя прямо в лицо Брежнева (как инструктировали накануне) не заметил протянутую руку главы страны для рукопожатия. Все сопровождающие застыли: что же будет дальше? Обстановку разрядил сам Брежнев, он сделал полушаг к капитану: «Здравствуй, сынок!»,– и обнял онемевшего от такой почести капитана. Леонид Ильич взял очередные «командирские» часы и вложил их в ладонь левой руки капитана и пожал правую.

Всё окружение заулыбалось. Брежнев вышел на середину линейки и прочитал короткое обращение к ракетчикам, которое было на другой день опубликовано в советской печати.

Последующие годы моей службы в Новосибирской дивизии запомнились кардинальной перестройкой и оснащением основного КП дивизии и учебного командного пункта для подготовки дежурных сил дивизии к заступлению на БД.

По линии КГБ нам стало известно, что утром 10 ноября 1982 г. скончался Л.И. Брежнев. Его посещение в марте 1978 г. новосибирской ракетной дивизии оставило у личного состава хорошее впечатление. В военных кругах Брежнева ценили и за предсказуемость: он не шёл по пути масштабных сокращений ВС и не создавал офицерскому корпусу жизненных проблем, чем отличался Н.С. Хрущев.

9 мая 1983 г. был открыт Музей боевой славы гвардейской дивизии, имеющей на боевом знамени 5 орденов. В сентябре 1985 г. дивизия подверглась широкому, неслыханному инспектированию. Во главе инспекции был поставлен Герой Советского Союза генерал армии Говоров В.Л. – сын маршала Л.А. Говорова, бывшего командующим Ленинградским фронтом с 1942 г. Личным составом одного из наших полков, с оценкой «хорошо» в ходе инспектирования на полигоне, был произведен учебно-боевой пуск ракеты.

В 1985 г. я был представлен к ордену. К 65-летию дивизии в 2007 г. было выпущено юбилейное издание, где обо мне напечатан абзац и помещены групповые фото. Одним из экспонатов музея боевой славы ракетной дивизии является роман «Далекое и Близкое» уроженца с. Хороль Приморского края Валентина Лаврентьева. Этот роман зачислен в 2006 г. в фонд «Библиотека Президента РФ».

В 1986 г. дивизия отработала переправу ракетного полка через великую реку Обь, ширина реки в створе переправы – 3,5 км. В апреле - июле 1988 г. в дивизии работала инспекционная группа США по проверке договора между СССР и США по ОСВ.

В 1987 г. президент СССР М. Горбачев и президент США Р. Рейган подписали договор о ликвидации РСМД. Было уничтожено 728 ракет «Пионер», в том числе методом пуска – 72 ракеты, пуски прошли успешно. Остальные ракеты были уничтожены методом подрыва.

С 1989 по 1993 г. личный состав дивизии прошел переподготовку на ракетный комплекс «Тополь» с заступлением на БД.

После прекращения существования СССР, БРК «Тополь» оказался единственным из всех ракетных комплексов, производство которого продолжалось в РФ. С 1994 г. начались испытания модифицированной трехступенчатой ракеты «Тополь-М» – основной в группировке РВСН в начале 21 века. До сих пор комплекс с МБР РТ-2 ПМ «Тополь» не имеет аналогов в мире. Президентом РФ принято решение возродить МБР на ж/д основе.

В. Лаврентьев, писатель, ветеран РВСН с 1960 г., член гос. комиссии по постановке на БД ракетных полков Новосисибирской РД, член ОДПК «Хранители закона», корреспондент федеральной газеты «Арсеньевские Вести».