фото

Всесильная «вертикаль» при «евроремонте» в нашем общем доме крушит одну из несущих конструкций – местное самоуправление.

16 сентября 2003 года, когда всё, что могло принести деньги, уже было разворовано, всё, что оказалось ненужным, – сломано, Госдума приняла Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Гремели фанфары: «Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации»!

Оглушенный народ не сразу заметил бомбу замедленного действия: «Местное самоуправление в РФ – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций».

Хороша самостоятельность, когда установлены ее пределы!

Ну, это, вроде, гарантия от распада страны на удельные княжества.

Беда в том, что властная «вертикаль», наделив поначалу кучей полномочий местное самоуправление, сразу же ограничила его и в деньгах.

Стало ясно: местное самоуправление, рожденное ползать, летать не сможет.

Так и вышло. Госдума ежегодно штамповала поправки в Закон. Перекраивались полномочия между регионами, районами и сельскими поселениями.

Кстати, та еще языковая «находка» – поселения. При царизме так назывались места ссылки каторжан и прочих неугодных политических «элементов».

Лично меня это вначале сильно напрягало. Это потом уже поняла, как дальновидны наши законодатели! Низовое звено местного самоуправления действительно превратилось в «ссылку» бедных и бесправных крестьян. Над ними многие годы экспериментировали: «закрепляли» за помещиками, лишали паспортов, чтобы не сорвались с клочка земли в города, оставляли без пенсий. И вот теперь испытывают крайней бедностью, когда покинуть насиженные места – не на что, а жить в полном бесправии – невозможно.

Потому что последняя надежда селян – земля – стала предметом купли-продажи. А теперь еще сюда, в тихую провинцию, вломился «большой бизнес», которому благоволит властная «вертикаль».

Именно с ее благословения последний оставшийся лакомый кусок – Приморский край, отдан ему в безраздельное и бесконтрольное владение.

«Инвестор всегда прав!» – принцип Корпорации развития Дальнего Востока. Именно она породила чудовищные ТОРы (территории опережающего развития). О том, что в названии есть и слова «социально-экономического», – власть предпочитает не вспоминать. Гигантские свинокомплексы в Спасском районе, где не решена жизненно важная проблема – утилизация отходов производства. Загрязнение воздуха угольными терминалами в Находке. Отданные в долговременную аренду уникальные леса. «Лесные бароны» готовы лишь БРАТЬ от природы, не собираясь ничего ей ОТДАВАТЬ…

Самоуправство властной вертикали стало серьезным экзаменом для местного самоуправления.

Мы уже писали о неравной борьбе жителей сёл Вишневки и Красного Кута, к которым подключились спассчане, за гарантированное им Конституцией право на благоприятную окружающую среду, которое грубо попирает «большой бизнес». Ни природоохранные структуры, ни «вертикаль» не вмешиваются в ситуацию, игнорируя мнение местного населения, принося в жертву «мясным» магнатам интересы простых людей, отвечая на их коллективные обращения издевательскими отписками.

О местном самоуправлении всевластная «вертикаль» вспоминает, когда это в ее интересах. Например, надо переложить груз затрат и ответственности.

Об одной такой истории я и хочу рассказать.

Есть в Спасском районе сельское поселение – Духовское. Типичное, в общем-то, поселение. Нищий бюджет. И полномочия, которые переходят от района в поселение и обратно, как в кино: «Белые придут – грабят, красные придут – грабят»…

На его-то территории и развернулись серьезные баталии с участием правоохранительных органов. Ничего криминального. Обычное административное прегрешение. А привела к нему чехарда в законодательстве, неразбериха с полномочиями и бедность казны.

Но – обо всём по порядку.

5 ноября 2013 года местный муниципалитет утвердил генеральный план территориального планирования Духовского сельского поселения.

– Подготовка этого документа потребовала много сил, времени и денег, – говорит глава Елена Гилева. – Он обошелся нам в миллион рублей – ровно в половину тогдашнего поселенческого бюджета.

13 июля 2015 года выходит Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости». Согласно нему, потребовалось предоставить сведения о границах населенных пунктов в Федеральную кадастровую палату по Приморскому краю. Нужное дело, кто бы спорил.

Недреманное «око государево» прозрело весной нынешнего года. И 23 марта по заданию краевой прокуратуры Спасская городская проверила органы местного самоуправления на предмет передачи соответствующей документации.

В тот же день главе Духовского поселения Елене Гилевой прокурором Алексеем Корочиным было внесено представление об устранении нарушений закона. Алексей Викторович указал, что отсутствие таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости «влечет за собой недостоверность сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на него, основаниях их возникновения, правообладателях». И назвал причину – ненадлежащее исполнение должностных обязанностей ответственными работниками, отсутствие контроля подчиненных со стороны руководства.

Прокурор потребовал устранить нарушения закона и привлечь к дисциплинарной ответственности виновников.

Через месяц из администрации поселения сообщили, что не могут удовлетворить требования прокурора в связи с отсутствием соответствующих полномочий и денег на эти цели.

23 августа, почти через полгода после выявленного нарушения, прокурор Спасска обратился с административным исковым заявлением в суд. В интересах «неопределенного круга лиц» он просил понудить администрацию Духовского поселения в течение 6 месяцев предоставить необходимую документацию в Кадастровую палату.

В предварительном судебном заседании представитель ответчика ходатайствовал об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора – в связи с пропуском срока давности обращения в суд. Юрист руководствовался частью 1-й статьи 219 Кодекса административного судопроизводства (КАС) РФ. Ею предусмотрен срок обращения в суд с административным исковым заявлением, который составляет 3 месяца со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Суд же сослался на статью 196 Гражданского кодекса РФ. В ней указан общий срок исковой давности – 3 года. И, естественно, в ходатайстве представителя административного ответчика отказал.

Так как законов у нас много, то и бытует анекдот: «Два юриста – три мнения».

Казалось бы, чисто юридический спор. Однако он может иметь далеко идущие последствия не только для Духовского, но и для остальных сельских поселений, которые тоже «провинились» перед Кадастровой палатой.

Рассмотрим ситуацию, если суд вынесет в итоге заведомо неисполнимое решение: полномочий на совершение действий, указанных в иске, у сельских поселений сейчас нет. Значит, и о законном выделении бюджетных средств на эти цели не может идти речи. Кто из глав отважится на нецелевое использование казенных денег? Такие «выкрутасы» чреваты самыми серьезными последствиями.

Главы попадают в «вилку»: полномочий нет, денег – тоже, а не исполнишь решение суда – приготовься к санкциям. На основании части 3-й статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебными приставами будут налагаться денежные взыскания в размере 50 тысяч рублей на сельское поселение и 10 тысяч – на его главу. Причем количество таких «обезжириваний» законом не ограничено. Кстати, исполнительный сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Кроме того, появляется возможность дать оценку действиям главы сельского поселения в рамках статьи 315 Уголовного кодекса РФ. Злостное неисполнение представителем власти, государственным или муниципальным служащим вступивших в законную силу вердиктов суда карается, как минимум, штрафом, как максимум – лишением свободы на срок до двух лет.

…Много в жизни подводных камней. Сумеет ли Спасский районный суд обойти их, всесторонне оценить создавшуюся, на первый взгляд, безвыходную ситуацию и найти адекватное решение задачи? Ведь в аналогичной ситуации – и другие низовые звенья местного самоуправления – сельские поселения.

Поживем – увидим.

Ольга Купчинская, руководитель Спасского филиала регионального общественного Движения по борьбе с коррупцией в органах власти «Хранители закона», Спасский район, рисунок: olegovnada.website