фото

«Потребительский рынок продолжает сбрасывать обороты. Ослабление рубля и экономические санкции привели к сокращению ассортимента товаров и росту цен. По данным Росстата, ВВП в физическом выражении в 2015 году снизился на 3,7% по сравнению с 2014 г., инвестиции в основной капитал сократились на 8,4%, а оборот розничной торговли упал на 10%», – сообщают Investpoint.

Розница начинает дружить с интернетом

«По итогам 2015 года многие крупные ритейлеры (торговые точки, продающие товар в розницу – прим. авт) продемонстрировали отрицательные финансовые показатели относительно 2014 года, на что, в первую очередь, повлияло общее падение рынка и аномальный рост продаж в конце 2014 года. Таким образом, очень важным показателем при анализе успешности компаний будет показатель результативности относительно падения рынка», – отметила Юлия Артемьева, аналитик рынка потребительских товаров Investpoint.

Как отмечают эксперты, в ситуации спада находятся все ритейлеры и интернет-магазины. Чаще всего пытаются повысить эффективность бизнеса за счет интернет-магазинов и развития разных направлений и линеек в одной сети.

По данным Retail Systems Research, половина компаний-участников исследования считает продажи через интернет одним из основных приоритетов ведения бизнеса. Онлайн продажи «М.видео» в общей структуре по итогам 2015 выросли на 12,5% и составили 11%. А «Эльдорадо» нарастил долю продаж в сети до 15,5%, добившись роста сопоставимых онлайн продаж в 17,1%. О своих планах наращивания доли онлайн-продаж ранее также сообщали «Техносила» и «Media Markt».

По данным исследования «The Nielsen Connected Commerce Study» 57% опрошенных приобретали потребительскую электронику в интернет-магазине, предварительно рассмотрев товар в реальной точке продаж. Обратная методика выбора товара пользуется у потребителей еще большей популярностью – 74% покупателей, которые приобрели потребительскую электронику офлайн, предварительно выбрали товар в интернет-магазине.

Кроме того, как сообщает Investpoint, второй распространенной тактикой удержания бизнеса стало расширение сети или продуктовой линейки. Так сеть магазинов «Эльдорадо» за предыдущий год открыла 45 новых торговых точек в различных регионах страны и планирует открыть еще 50 новых магазинов в текущем году.

«М.видео» в 2015 году открыла 20 новых магазинов и нарастила торговые площади на 2,1%. Но не все ритейлеры выбрали путь расширения торговой сети. Так сеть «Media Markt» и «Техносила», напротив, применили тактику оптимизации бизнеса путем сокращения торговых точек.

«Рынок ритейла, на данный момент, демонстрирует негативную динамику (снижение – прим авт.), поэтому крупные сети продолжат, в первую очередь, мультиканальное развитие бизнеса, поскольку несмотря на общее замедление, рынок онлайн-ритейла в России продолжает медленно развиваться», – отметила аналитик рынка потребительских товаров Investpoint Юлия Артемьева.

Учить персонал меньше не стали

Бюджет на обучение предусмотрен в 45% компаний, но учить предпочитают своими силами, как выяснил Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob, опросив 1000 представителей кадровых служб предприятий и организаций в феврале 2016 г. Обучение является второй по распространенности статьей в HR-бюджетах (специальных бюджетах, в которых заложены траты только на персонал), после расходов на подбор персонала. Это чаще всего является прерогативой крупного бизнеса.

45% компаний, имеющих HR-бюджет под обучение, — это организации с численностью более 500 человек. Наибольшая доля компаний, бюджетирующих затраты на обучение, зафиксирована в промышленности и компьютерных технологиях, телекоме (45% и 44% соответственно). Реже остальных расходы на обучение предусмотрены в транспортных и логистических компаниях.

Интересно, что корпоративное обучение не теряет популярности и именно непростое финансовое положение компаний на рынке оказывает влияние на его востребованность.

Во-первых, несмотря на снижение объемов прибыли, компании не останавливают найм (и особенно это касается розничной торговли), расходы на обучение распространяются на новых сотрудников и связаны с введением в профессию и обучению принятых в компании стандартов работы.

Во-вторых, снижение общей покупательской способности приводит к обострению борьбы за клиентов. И в этом случае обучение предусмотрено для сотрудников, непосредственно влияющих на прибыль компании, акцент делается на особенностях привлечения и удержания клиентов в сложившихся рыночных условиях.

В-третьих, при наличии вакантных руководящих постов компании сегодня чаще закрывают их внутренними, а не вновь нанимаемыми кадрами, и обучение в таком случае связано с повышением в должности. Кроме того, в ряде компаний требуется обучение персонала тем функциям, которые высвобождаются в процессе оптимизации численности персонала или вследствие отказа от услуг подрядчиков в целях экономии бюджетов.

Решение о необходимости проведения обучения чаще всего принимается по итогам анализа результатов работы сотрудников (в 62% компаний). Часто соответствующие рекомендации поступают от высшего руководства (34%) или из отдела, работающего с персоналом (27%). Обучение может стать следствием проведенных аттестаций (32%). Независимых консультантов для принятия решения о необходимости обучения персонала привлекают крайне редко — только в 5% случаях.

Самыми распространенными формами корпоративного обучения являются краткосрочные очные тренинги и семинары (до 1 недели). Их используют 40% компаний, проводящих обучение сотрудников. В 34% распространено наставничество. Вебинары, веб-конференции, электронные курсы в качестве формата обучения применяются в 16% компаний.

И только 10% компаний предлагают своим сотрудникам долгосрочные образовательные программы, причем распространяются они в основном на руководящий состав и крайне редко на другие категории персонала. Компании понимают, что важно не только провести обучение, но и оценить впоследствии его эффективность. Как выяснилось, делают это в 85% компаний.

Консультанты и пиарщики не могут найти себя

По данным сайта по поиску работы и персонала HeadHunter, самыми популярными профессиональными сферами в первом квартале этого года в Приморье стали: «Продажи» – 36% рынка, «Банки, инвестиции, лизинг» – 13%, «Информационные технологии» и «Маркетинг, реклама, PR» по 10%. Кроме этого, в топ-10 профессиональных сфер вошли «Административный персонал», «Рабочий персонал» и «Производство».

Самый большой рост числа предложений к первому кварталу предыдущего года был замечен в «Консультировании» (+334%), «Маркетинг, реклама, PR» (+256%) и «Управление персоналом» (+238%).

Средний рост числа соискателей за три месяца 2016 года составил 15%. Активней всего искали работу представители сферы «Государственная служба» (+59%), «Домашний персонал» (+38%), и «Безопасность» +56%.

Конкурс на одно предложение в Приморье в первом квартале составил 4,3 резюме на одно предложение. Напомним, что нормой считается 5-6 резюме на одно предложение: такой показатель позволяет и компаниям выбрать сотрудника и последним не испытывать слишком большую конкуренцию при поиске работы.

Самый большой конкурс среди соискателей первого квартала был среди специалистов «Транспорта и логистики» (7,6) и в сфере «Государственная служба» (9,6).

Ксения Нестеренко, директор Дальневосточного филиала HeadHunter: «Что изменилось по сравнению с прошлым годом? Первое, что бросается в глаза – это снижение активности соискателей ряда сфер. Например, явно не спешат искать работу специалисты сферы страхования, консультирования и науки и образования. Именно поэтому в этих сферах на начало года невысокая конкуренция среди соискателей – не более одного человека на место».

Приморскстат: торговый оборот стал выше

Приморские статисты сообщают, что общий объем оборота оптовой торговли за январь-февраль 2016 года составил 107,1 млрд рублей, что в товарной массе выше объема соответствующего периода прошлого года на 0,6%. При этом деятельность субъектов малого предпринимательства в формировании оборота оптовой торговли превысила долю участия крупных и средних организаций (54%).

Удивляться этому нечего, в кризис нередко выживают крупные игроки и умирает мелкий бизнес.

С начала текущего года крупными и средними организациями с основным видом экономической деятельности «оптовая торговля» реализовано: мазута топочного – 390 тыс. тонн, топлива дизельного – 113, рыбы и продуктов рыбных переработанных (без консервов) – 39, сахара – 10, мяса, включая мясо птицы и дичи – 10, изделий колбасных – 5, масла растительного – 4 тыс. тонн, кондитерских изделий – 3 091 тонна, круп – 1 702, питьевого молока – 836, бензина автомобильного – 18909, масла животного – 151 тонна.

Организациями оптовой торговли и предприятиями-производителями реализовано водки и ликероводочных изделий – 149 тыс. дкл, винодельческой продукции – 94, напитков, изготовляемых на основе пива – 26, вин игристых и шампанских – 20, коньячных напитков и коньяка – 14 тыс. дкл.

Однако, если продажа топлива и продуктов питания немножко выросла, квартиры стали покупать значительно меньше.

В крае за счет всех источников финансирования в январе-марте 2016 года сдано в эксплуатацию 1068 квартир общей площадью 82,8 тыс. м2, на 31% меньше, чем в I квартале 2015 года. В общем вводе жилья 42% (34,5 тыс. м2) составляют жилые дома, введенные индивидуальными застройщиками. Ввод жилья населением по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился в 1,8 раза.

В сельской местности сдано 17,5 тыс. м2 жилья (21% введенного жилья по краю), на 10% меньше, чем в январе-марте 2015 года. Из него 63% жилья введено индивидуальными застройщиками.

Ввод жилья осуществлен почти во всех городах (кроме Дальнегорска и Партизанска) и районах края (кроме Ольгинского и Яковлевского). Наибольший рост ввода жилья достигнут в Спасском, Кавалеровском, Чугуевском, Шкотовском, Кировском и Надеждинском районах, а также в городах: Спасск-Дальний и Фокино. В 14 муниципальных образованиях края ввод жилья снизился по сравнению с январем-мартом прошлого года.

Из общей площади введенных домов на Владивосток приходится 44% жилья, Уссурийск – 16%, Надеждинский район – 8%, Артем – 7% и Хасанский район – 5%. В краевом центре построено 36,5 тыс. м2 жилых домов, на 28% больше января-марта 2015 года.

Средняя площадь одной квартиры, введенной в I квартале 2015 года, составила по краю 78 м2 (в том числе построенной организациями – 58 м2, населением – 147 м2).

В общем, рынок потихонечку начинает адаптироваться к кризису, оптовая торговая точка с хорошим сайтом может быть востребована даже больше, чем в аналогичный период прошлого года, а количество ищущих работу пока за критический предел не перевалило.

Составляла Анастасия Попова.

Фото primorsky.ru