Высокая конкуренция на российском рынке сотовой связи на протяжении длительного периода времени породила ситуацию, когда проникновение услуг сотовой связи, рассчитываемое от количества активных SIM-карт, значительно превысило 100%. J’son & Partners Consulting исследовал реальную ситуацию на рынке сотовой подвижной связи с помощью количественного маркетингового исследования, охватившего репрезентативную выборку абонентов операторов сотовой подвижной связи (СПС).


По результатам исследования подтвердилось, что женщины в среднем чаще, чем мужчины пользуются только одной SIM-картой. Аналогично, в целом молодежь также охотнее пользуется только одной SIM-картой. С точки зрения использования SIM-карт населенные пункты разной величины не демонстрируют значимых различий (среднее количество SIM-карт на одного абонента отличается по всем категориям не более, чем на 5%).


Согласно полученным данным, далеко не всегда использование двух и более SIM-карт обусловлено желанием обеспечить себя более надежной связью за счет сетей двух операторов СПС или соображениями экономии, когда комбинирование тарифов двух операторов позволяет экономить на связи. 13,5% респондентов используют связь от одного оператора сотовой связи, но при этом используют две и более SIM-карты этого оператора.
В рамках раздела, посвященного абонентским устройствам, подключенным к сотовой сети, J’son & Partners Consulting выявила, что более 45% респондентов пользуются двумя или более устройствами, подключенными к сотовой сети. При этом у 23,7% респондентов одним из устройств, подключенных к сотовой сети, является планшет.


На основе полученных данных и других доступных данных о рынке сотовой связи аналитики J’son & Partners Consulting также сделали оценку «серого» рынка SIM-карт, выкупленных на юридические лица для последующей незаконной перепродажи или оформленных на чужие паспортные данные. Консервативная нижняя оценка этого рынка составляет около 7,5 млн SIM-карт, или около 3% общего количества активных SIM-карт в РФ.