Главная страница АВтобан Основные тенденции и перспективы развития рынка Умного автострахования

Основные тенденции и перспективы развития рынка Умного автострахования

23.01.2020
J'son & Partners Consulting

Мировой рынок страхования претерпевает существенные изменения, на смену традиционным моделям, продуктам и сервисам приходят новые, основанные на применении цифровых технологий.

 

Страховые компании все чаще обращаются к реализации инновационных бизнес-моделей, в качестве приоритетных направлений развития рассматриваются процессы прогнозирования потерь и снижение страховых рисков с применением систем аналитики больших данных, искусственного интеллекта, блокчейн-технологий, Интернета вещей.

 

Интернет вещей, телематические технологии обеспечивают доступ к данным в режиме реального времени, создают возможность реализовать эффективные страховые процессы андеррайтинга, ценообразования, минимизировать риски. Страховщики в партнерстве с технологическими компаниями и провайдерами телематических сервисов создают новые ценностные продуктовые предложения, ориентированные на индивидуальные потребности клиентов, обеспечивая возможности выбора, простоту и гибкость решений.

 

Инновационные страховые телематические продукты, включая Умное автострахование широко представлены на мировом страховом рынке. Страхование с использованием телематического оборудования на основе фактических данных о вождении (Умное страхование, Usage-based insurance, UBI) - тип автострахования, который позволяет страховщикам собирать данные о вождении на индивидуальном уровне, предоставлять обратную связь и предлагать страхователям персонализированные ценовые предложения, основанные на анализе показателей вождения.

 

Преимущества страховой телематики в автостраховании

 

Основное преимущество UBI заключается в использовании дополнительных данных об индивидуальных фактических моделях вождения, а не только агрегированной статистике и истории вождения, основанных на прошлых тенденциях и событиях, что характерно для традиционных моделей автострахования, это позволяет формировать персонализированные точные страховые решения.

 

Программы UBI создают преимущества для страховщиков, страхователей и общества в целом:

 

- привязка страховых премий к фактическим показателям эффективности транспортных средств позволяет страховщикам определять оптимальные страховые условия, снижая свои риски;

- программы повышают доступность страховых услуг для страхователей с низким уровнем риска, многие из которых могут быть водителями с невысоким уровнем дохода;

- страхователи получают возможность контролировать страховые расходы сокращая пробег или меняя стиль вождения на более безопасный;

- снижение совокупного пробега, более безопасное вождение приводят к сокращению дорожно-транспортных происшествий, заторов на дорогах, выбросов занрязняющих веществ транспортных средств, что приносит пользу обществу.

 

Перспективы равития страховой телематики

 

Страховые телематические продукты, реализованные в различных сегментах рынка, создают большие объемы данных, которые могут быть использованы в страховых процессах, обеспечив дополнительные технологические возможности по созданию эффективных инновационых продуктов и сервисов. В страховой отрасли возрастает актуальность решений аналитики больших данных, Big Data Analytics (BDA), основанной на детализированных наборах данных и прогнозных моделях, охватывающих всю цепочку создания страховой стоимости.

 

Традиционные источники данных все чаще объединяются (а не заменяются) с новыми источниками, такими как телематические данные, онлайн медиа данные, данные из дополнительных внешних источников, обеспечивая большую детализацию и объемы разнообразных данных о характеристиках, поведении и образе жизни потребителей. Это позволяет разрабатывать персонализированные продукты и сервисы и более точно оценивать риски. Данные и алгоритмы (используемые для расчета баллов за вождение, баллов по претензиям), полученные от сторонних поставщиков могут применяться в технических моделях.

 

Такие инструменты BDA, как искусственный интеллект, AI или машинное обучение, ML, уже используются страховыми компаниями, модели, основанные на этих инструментах, в основном используются при ценообразовании, андеррайтинге и управлении претензиями.

 

В ближайшие годы ожидается развитие рынка страховой телематики, продуктов UBI под воздействием таких факторов, как рост базы подключенных автомобилей, устройств IoT, внедрение технологий 5G.

 

Мировой рынок Умного автострахования

 

Мировой рынок Умного автострахования находится в стадии активного роста, поддерживаемого развитием систем Connected Car, расширением продуктовой линейки страховщиков, разработкой разнообразных моделей страховых телематических решений и устройств.

 

Согласно исследованию PTOLEMUS Consulting Group (2019 г), глобальный рынок страхования UBI в 2018 г достиг почти 25 миллионов активных полисов UBI. Основным драйвером роста стал Mobile UBI.

 

По оценкам Berq Insight, к 2023 г количество страховых полисов UBI в Европе достигнет 47,9 млн., в Северной Америке 49,8 млн. полисов.     

 

 

Основные игроки рынка Умного автострахования

 

Цепочка создания ценности полиса Умного автострахования охватывает несколько отраслей: страховые компании, телематических провайдеров, поставщиков телематического оборудования, телекоммуникационные компании, производителей автомобилей и другие. Страховые компании взаимодействуют со всеми звеньями цепи создания стоимости и находятся ближе всех к конечному потребителю, вступают в партнерства с основными участниками рынка.

 

Страховые компании[1]

В мире: Progressive, Allstate Corporation, Liberty Mutual, UnipolSai, Generali и другие.

В России: Альфастрахование, Ингосстрах, АСКО-СТРАХОВАНИЕ, Ренессанс Страхование, РЕСО-Гарантия и другие.

 

Телематические сервис-провайдеры, TSP, технологические провайдеры, TTP

В мире: Octo Telematics, Vodafone Automotive, LexisNexis Risk Solutions, Meta System, Xirgo, Danlaw и другие.

В России: MetaSystem, Р-Телематика, Лаборатория умного вождения, RaxelTelematics и другие.

 

Телекоммуникационные компании

В мире: AT&TInc., Telefónica, Verizon, Vodafone.

В России: МТС, ВымпелКом.

 

Российский рынок Умного автострахования

 

Умное автострахование – один из блоков наиболее крупного сегмента систем IoT – систем IoT на транспорте, который включает мониторинг коммерческого автотранспорта (fleet management), системы ЭРА-ГЛОНАСС, системы контроля большегрузных транспортных средств, подключенной транспортной инфраструктуры, удаленной диагностики и другие системы.

 

По оценке J’son & Partners Consulting, в 2018 г объем рынка Умного автострахования в РФ составил около 20 тыс. полисов, т. е. менее 1% от общего количества договоров КАСКО. Низкий уровень проникновения сервисов страховой телематики обусловлен рядом факторов, оказавших негативное влияние на тренды российского рынка, в числе которых:

 

-отказ от страховых продуктов в условиях снижения реальных располагаемых доходов населения, невысокий уровень доверия к инновационным страховым продуктам, неочевидность преимуществ продуктов страховой телематики для страхователей;

 

-опасения страховщиков по возможному ухудшению показателей операционнной эффективности в связи со снижением страховых премий, дополнительными расходами на закупку оборудования и сервисов, а также канибализации продаж традиционных КАСКО;

 

-неготовность страховщиков к внедрению инновационных продуктов страховой телематики, основанных на моделях расчета и прогнозирования индивидуальных рисков;

 

-неготовность нормативно-правовой базы для обеспечения эффективного функционирования систем и сервисов страховой телематики, в том числе в части гарантий конфиденциальности данных.

 

К 2022 г, по прогнозу J’son & Partners Consulting, объем рынка Умного автострахования к 2022 г вырастет до 170 тыс. подключений.

 

Перспективы развития российского рынка Умного автострахования связаны с действием ряда драйверов, в числе которых:

 

-внедрение и развитие продуктов страховой телематики, усиление активности страховых компаний по стимулированию стагнирующего рынка автострахования. Значимый импульс рынку может придать внедрение страховых продуктов, основанных на использовании мобильных устройств, Mobile UBI;

 

-стремление страховщиков к снижению рисков, оптимизации расходов, связанных с авариями и угонами транспортных средств, минимизации страхового мошенничества, повышению эффективности на основе оптимизации процессов взаимодействия с клиентами;

 

-внедрение комплексных страховых продуктов, основанных на применении цифровых технологий, включающих дополнительные сервисы с добавленной стоимостью;

 

-повышение активности автопроизводителей, рост совокупной базы новых автомобилей, оборудованных OEM-устройствами;

 

-возможность для страхователей оптимизировать расходы на страхование, получая индивидуальные предложения, а также корректировать стиль вождения и поведения;

 

-развитие системы ЭРА-ГЛОНАСС, ее функционала и сервисов  становится  драйвером для внедрения продуктов страховой телематики. Устройство техническое средство контроля, ТСК потенциально может быть использовано для Умного страхования и дополнительных сервисов, включая удаленную диагностику состояния автомобиля;

 

-одним из наиболее перспективных направлений становится коммерциализации больших данных в транспортной сфере, включая применение в процессах и продуктах страховой телематики. Ресурс создаваемой национальной сервисной телематической платформы «Автодата» может быть использован в решениях Умного автострахования;

 

-развитие нормативно-правовой базы, регламентирующей процессы страхования, страховой телематики, включая проект либерализации ОСАГО;

 

-общая мировая тенденция развития рынка страховой телематики в автостраховании.

 

________________________________________________

Информационный бюллетень подготовлен компанией J'son & Partners Consulting.

Теги:

Комментарии

Добавить комментарий

:
:
:
НАВИГАЦИЯ
ВАШЕ МНЕНИЕ

Долвольны ли вы своим мэром?

Всего проголосовало
1 человек
Прошлые опросы

▴ Открытый прямой эфир Дождя

Наши проекты

Издательский Дом "Водолей" - купить книгу или заказать издание своей

Суды и выборы - информационный сайт о выборах в Приморье с 1991 года