Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 39 (758) от 26 сентября 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Земля-кормилица

Копать или создавать

В. ВАРНАКОВ

«Землевладелец не должен поддаваться искушению и поспешно прибегать к вспашке, конечным результатом которой будет не ускорение, а замедление процесса обновления почвы».

Эдвард Фолкнер-1943 г:

Практически только это в различных интерпретациях и писал Фолкнер в своей книге «Безумии пахаря», а теперь его внуки в США (даже фермеры) не видели живого плуга. Я уверен, что мой правнук тоже его не увидит! Плуг - это такое орудие, которое хоронит верхний слой почвы, т.е. делает то, до чего природа сама не додумалась. Вот выдержки из книг самого Фолкнера:

«Перед необходимостью бороться с конкурирующей, мешающей ему растительностью, чтобы выращивать нужные растения, человек безрассудно переступил границы биологического благоразумия. Он совершает с почвой операции, истощающие запасы той самой пищи, в которой нуждаются его растения. Все затруднения - следствие первоначальной ошибки - переворота пласта.

Мы с подозрением относимся ко всему, что сделано из отходов... Врожденное недоверие остается и тогда, когда мы думаем о материалах, необходимых для растений. Лучший рост получается от материалов, ранее использованной пищи, от мертвого тела к живому (фактическая передача, более или менее прямая). Легкое дело мы превратили в трудное.

Важно, чтобы мы сознательно имитировали естественный почвенный профиль, который всегда и везде оставляет все органическое вещество на поверхности или смешивает его с нею. Каждая тонна органического вещества, внесенного в поверхностный слой почвы, будет содержать гораздо больше абсорбированной воды, чем если бы оно было зарыто на глубину вспашки. Почему? Потому что оно будет придавлено гораздо меньшим количеством почвы и его объем будет больше. А следует помнить, что органическое вещество удерживает воду соответственно своему объему, тогда как почвенные минералы удерживают ее только наружной поверхностью своих частиц. Вода втекает внутрь органических частиц, но протискивается между частицами песка, ила и глины. Следовательно, мы можем справедливо ожидать, что любой абсорбирующий материал, внесенный в поверхность почвы, будет удерживать дождевую влагу гораздо эффективнее запаханного материала.

Следовательно, заделка в поверхность почвы большого количества зеленого удобрения является отличным средством для создания в поверхности почвы запаса воды, которую могут непрерывно использовать корни культур. Эта система, очевидно, гораздо лучше прежнего принципа - позволять воде уходить сквозь почву, а потом надеяться, что она возвратится благодаря капиллярности. Вот это и есть - сохранение естественных ресурсов.

Однако, это только малая часть. Вода, запасенная в поверхностном органическом веществе, постоянно используется для того, чтобы помочь разложению материала. Она не только помогает этому разложению, но она растворяет и, в свою очередь, удерживает освобожденные продукты. Таким образом, пока вода удерживается в органических тканях, она постоянно обогащается веществами, из которых состояло органическое вещество. И все это обогащение происходит в дополнение к тем минеральным веществам, которые капиллярная вода подобрала и растворила на почвенных глубинах, до того как она была поглощена органическим веществом.

Можно легко видеть, что при таких условиях действуют совместно многие факторы. А они не могли бы действовать, если бы органическое вещество находилось на глубине 15-20 см. Во вспаханной почве диоксид углерода освобождается в верхний слой и неизбежная сухость верхних слоев мешает этому газу превратиться в угольную кислоту. При новом положении, когда все органическое вещество находится как раз в поверхностном слое, обеспечивается большое количество влаги поблизости и, таким образом, диоксид углерода может растворяться. А угольная кислота является одним из наиболее эффективных естественных растворителей минералов. Ее функцией в окружающих кристаллических частицах породы является освобождение для нужд растений определенного количества фосфора, калия и других питательных веществ.

Когда органические материалы разлагаются на глубине пахотного слоя, это мешает воде из подпахотного горизонта двигаться в верхние слои почвы. Это особенно верно, если количество органического материала настолько велико, что полностью отделяет подпочву от верхнего слоя. В результате почва быстро высыхает и остается сухой в течение всего периода разложения. В связи с сухостью почвы, в которую выделяется углекислый газ, угольная кислота не образуется, и газ в конце концов уходит из массы минералов, не содействуя освобождению минеральной пищи для растений.

Разлагающийся материал обогащает почвенный раствор, так что каждая единица объема жидкости может содержать в несколько раз больше пищи, чем тоже количество воды из почвы, не обогащенной разложением. Отсюда следует, что чем больше в почве разлагающегося материала, тем богаче будет почвенный раствор, который эти корни вбирают. Чем богаче почвенный раствор, всасываемый корнями, тем богаче будет минеральными веществами сок растения. С этой точки зрения легко допустить, что изменения в составе сока могут влиять на привлекательность растения для его обычных паразитов. Относительно большое содержание минеральных веществ в соке может привести к уменьшению количества сахара, а уменьшение процента сахара легко может сделать такой сок неприятным. Мы можем лишь догадываться, что более богатый сок менее вкусен для насекомых на основании того фактора, что они предпочитают плохо питающиеся растения, а не растения, хорошо снабженные пищей.

Традиционно считалось возможным проводить сев и обработку почвы не иначе, как на гладкой поверхности. Мусор всегда удаляется в результате пахоты. В результате этот прием лишал следующую культуру фактически всего зарытого вещества.

Пахота сохранит для будущего прорастания больше семян сорняков, чем уничтожит.

Смелое и решительное подражание великолепному примеру, который дает нам природа -внесение органики в поверхностный слой.

Живые растения берут для своего роста по весу лишь приблизительно одну десятую часть материала из почвы в сравнении с тем, что они берут из воздуха и воды.

Настоящая почва:

можно ходить босиком даже младенцу; брать пригоршнями без усилий: взяв в руки, вы не можете сказать, является ли она песком, илом или глиной.

Если вам приходится копать, чтобы ее разрыхлить -это не настоящая почва.

У нас писали и делали подобное задолго до Фолкнера: Овсинский, Костычев, Вильямс, потом Мальцев, Слащинин, Фокин, Курдюмов. Слова те же произносили! Так почему?! Почему?!. И вот догадка: книгу Фолкнера «Безумие пахаря» я нашел только в прошлом году в библиотеке сельхозакадемии. И узнал, что ее никто не читал более 40 лет!

В. ВАРНАКОВ, г. Иваново.


Другие статьи номера в рубрике Земля-кормилица:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100