фото

Этот фильм получил в мае этого года в Каннах приз за лучший сценарий и выдвинут на «Оскара».

Это четвертый фильм режиссера, дебютировавшего в Венеции в 2003 году фильмом «Возвращение», удостоенного главной награды фестиваля – «Золотой лев», а также множества других премий и наград. Фильм был куплен для проката десятками стран.

Второй фильм Звягинцева «Изгнание», представленный в Каннах в 2007 году, принес актеру Константину Лавроненко «Пальмовую ветвь» за лучшую мужскую роль, а операторская работа Михаила Кричмана была удостоена номинации на премию European Film Awards.

Третий фильм «Елена», представленный в 2011 году Андреем Звягинцевым, получил на Каннском фестивале специальный приз жюри «Особый взгляд», а также главные призы на фестивалях в ряде европейских стран и «Золотого орла» в России.

Эти три фильма близки и понятны зрителям во всем мире, поскольку все они об одном – о родителях и детях. При этом каждый из трех фильмов сосредоточен на одной из сторон этих взаимоотношений.

В фильме «Возвращение» о проблеме воспитания мужчины из мальчика, росшего до возвращения отца в чисто женском окружении, обслюнявившем пацана до полной трусости.

Фильм «Изгнание» ставит очень глубокий вопрос: «Наши дети – наша собственность или они, как и мы все, – сыны Божии?» И какой смысл в рождении детей, если между супругами осталась только физическая близость, а любовь, эта единственная общая духовная ниточка, утрачена? Ведь в Библии, в Новом завете, говорится прямо, что без любви – все пыль!

Так какой смысл плодить эту пыль в семье, утратившей любовь? Насколько удалось режиссеру донести этот вопрос до зрителя – одна сторона проблемы, ее другая сторона - насколько зритель подготовлен воспринять такой ракурс?

Тема отцов и детей продолжена и в фильме «Елена». Здесь дети – частная собственность родителей, которую они должны охранять, как любую частную собственность, даже вплоть до убийства, если ей что-то грозит. Как, например, призыв в армию внука, который ночью со стаей сверстников пытается «мочить» нелегалов из бывших республик СССР. При этом, иждивенчество в фильме показано в патологической стадии, берущей корни в коллективном бессознательном общей советской собственности, за которую никто не отвечает, но она всех должна обеспечивать…

Вполне возможно, ничего изложенного мною в фильмах Звягинцева нет, а говорит режиссер совсем о другом, и очень удивился бы, прочти он эти строки. Но в том и суть настоящего искусства, что каждый там откроет созвучие своим мыслям и вопросам, своему жизненному опыту.

Что касается четвертого фильма, «Левиафан», то мне доподлинно известно лишь, что его название взято из Библии. О левиафане, об этом сотворенном в животном царстве персонаже, говорят царь Давид в Псалмах и пророк Исайя в своих пророчествах. А наиболее полное описание левиафана дано в двух главах книги Иова. Там об этом творении говорится от имени самого Бога, который заканчивает свою речь словами: «Нет на земле подобного ему, он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело, он царь над всеми сынами гордости»,- Иова 41:25,26.

Какой смысл вложил Звягинцев в этот образ, каждый решит сам. Что касается российского проката, то фильм «Левиафан» «окультурен» самим министром культуры - все маты удалены, при том, что европейские зрители восприняли фильм, как шедевр без всяких купюр.

Ниже приведена статья об этом фильме из газеты «Гардиан».

Надежда Алисимчик


ЛЕВИАФАН – КАННСКИЙ ХИТ, А НЕ ЛЯГАНИЕ ПУТИНА

Новый фильм Андрея Звягинцева был провозглашен шедевром в Каннах в этом году. Но действительно ли он не предназначен в качестве политического заявления? Его режиссер говорит о власти, патриотизме и водке.

Левиафан - это не просто шедевр, это полемика против нынешней кремлевской администрации. Одна сцена показывает друзей, стреляющих в портреты российских президентов. Портрет Путина висит над столом коррумпированного местного мэра, который вынуждает нашего героя отказаться от дома, чтобы построить свой собственный дворец на его месте.

Священник говорит о "пробуждении души русских людей", а их души лежат раздавленные у его ног.

Вы встречаете Звягинцева, ожидая подстрекателя. А находите сдержанного дипломата, одетого в ярко-белую рубашку, шикарный синий шерстяной галстук, а за дизайнерскими очками - добрые глаза. Он отлично смотрится рядом с переводчиком. "Моя цель, – говорит он, – была, конечно, не в том, чтобы противостоять власти. Особенно учитывая, что фильм получил финансовую поддержку от государственных органов."

Это правда - 35% бюджета было выложено министерством культуры. Сам министр посмотрел фильм пару дней назад. "Он сказал, что это хорошо, но ему это не понравилось. Я могу понять, что у него есть много других дел, - сказал режиссёр. – Он должен делать мир лучше. То, что делаем мы - создаём произведения искусства. Искусство должно обеспечить свет - он должен дать людям надежду".

На пресс-конференции, а затем вновь на следующий день Звягинцев доказывает непоколебимую сдержанность. "Министр, очевидно, имеет твердую позицию", – продолжает он, - и это не может не вызывать уважения».

Продюсер фильма Александр Роднянский выразил больше скептицизма по поводу возможного ущерба для будущих рабочих отношений. "Министр дал цитату Le Monde, - сказал он. - "Все цветы могут расти, но мы поливаем только те, которые нам нравятся».

По поводу камня преткновения относительно введения в России с 1 июля нового законодательства, запрещающего ругань в кино, Звягинцев подбирает слова медленно, словно достаёт с полки: "Если это будет реализовано, мы все равно должны иметь право на экран, так как снимали заранее", – говорит он. – "И я не думаю, что мы использовали слишком много ругательных слов, каждое взвешивали очень осторожно."

- А как насчёт «целесообразности» такого законодательства в целом?

Еще пауза: «Эти законы, которые запрещают что-то, не очень уместны, на мой вгляд, - говорит он. - Я действительно надеюсь, что мы достигнем взаимопонимания, что свобода восторжествует. Я думаю, что во всех странах мира, проблема свободы - это важно; это долг каждого для борьбы с государством, и решать её нужно честным, откровенным образом".

Левиафан, несмотря на все видимости, атака на Путина: режиссёр был вдохновлен случаем в Колорадо. В 2004 году, 52-летний сварщик стал жертвой экспроприации.

В штате Колорадо, в маленьком городке случилась страшная история столкновения маленького человека с государственной машиной. Это была настоящая битва за землю, на которой жил обычный человек – Марвин Джон Химейер.

Территорию, где стоял его дом и мастерская, купил цементный завод, новые владельцы которого желали расширения. Владельцы компании вели с Марвином переговоры, предлагали ему довольно большие деньги, но тот был непреклонен: не хотел покидать насиженное место.

Он поехал на пуленепробиваемом танке в город и снес десятки муниципальных зданий.

"Такие истории меня удивляют, - говорит режиссёр. – Вы никогда не подумали бы, что в демократической стране что-то подобное может случиться. Это история о чьём-то отчаянии, которое никто не слышит."

Звягинцев хорошо знает, что значит - не иметь права голоса. Ему 50, он служил в армии в течение двух лет после окончания высшей школы, затем учился актерскому искусству во ВГИКЕ. В процессе учёбы работал дворником и был настолько беден, что боролся за то, чтобы купить билеты на автобус.

Тогда, на рубеже веков, он поймал удачу, попав на телевидение, в первую очередь, в качестве режиссёра сериалов и ток-шоу. Он действовал быстро и энергично, чтобы сделать «Возвращение», семейную драму, которая пришла словно из ниоткуда, чтобы взять главный приз на фестивале в Венеции в 2003 году. Далее последовали «Изгнание» (2007) и «Елена» (2011).

«Левиафан» - один из самых доступных на сегодняшний день, отчасти из-за того, что юмор – у него в крови. Идея героев отпраздновать день рождения на берегу озера с женами и детьми прошла абсолютно впустую. Через весь фильм герои предостерегают друг друга не пить так много. "Ты в состоянии ездить?" – невнятно спросила женщина своего мужа. "Конечно", отвечает он. Я гаишник!»

«Нет, - говорит Звягинцев, - не было никакого преувеличения для комического эффекта, хотя я рад, что люди сочли эпизод забавным. Когда существует что-то трагическое, вы добавляете комедию.".

В России есть такой спор, когда в один присест выпивают бутылку водки. Но русский народ не пьёт столько, сколько финны, которые наводняют Санкт-Петербург каждые выходные из-за более дешевой выпивки.

"Даже здесь! Вчера вечером, после того, как мы сделали проверку звука для экранизации, мы вышли в 3 часа ночи и встретили трёх сильно пьяных дам. То же самое можно увидеть везде."

Итак: «Левиафан», раз и навсегда, не о России. Его темы универсальны, его головоломки вечные. Даже то, что он (фильм) говорит о патриотизме, и то, как авторитетные лица направляют его на захват земли, происходит во всем мире. "Патриотизм для меня инстинкт. Ваша жизнь должна иметь смысл. И очень важно использовать это ощущение".

Мечта для моей страны - иметь справедливые законы. Таким образом, люди смогут быть увереннее в будущем. Но сейчас это не так – он снова мягко улыбается, и поправляет галстук.

«Гардиан», Кэтрин Шоард.

Перевод Ю.С.

На фото: Алексей Серебряков, Андрей Звягинцев, Роман Мадянов, Елена Лядова и Владимир Вдовиченков на показе фильма 23 мая.

Фото Bertrand Langlois/AFP/Getty Images

фото