Главная страница Вселенная 13 ноября на Российские экраны выходит фильм Андрея Звягинцева «Левиафан»

13 ноября на Российские экраны выходит фильм Андрея Звягинцева «Левиафан»

12.11.2014
«Гардиан», Кэтрин Шоард. Перевод Ю.С.

фото

Этот фильм получил в мае этого года в Каннах приз за лучший сценарий и выдвинут на «Оскара».

Это четвертый фильм режиссера, дебютировавшего в Венеции в 2003 году фильмом «Возвращение», удостоенного главной награды фестиваля – «Золотой лев», а также множества других премий и наград. Фильм был куплен для проката десятками стран.

Второй фильм Звягинцева «Изгнание», представленный в Каннах в 2007 году, принес актеру Константину Лавроненко «Пальмовую ветвь» за лучшую мужскую роль, а операторская работа Михаила Кричмана была удостоена номинации на премию European Film Awards.

Третий фильм «Елена», представленный в 2011 году Андреем Звягинцевым, получил на Каннском фестивале специальный приз жюри «Особый взгляд», а также главные призы на фестивалях в ряде европейских стран и «Золотого орла» в России.

Эти три фильма близки и понятны зрителям во всем мире, поскольку все они об одном – о родителях и детях. При этом каждый из трех фильмов сосредоточен на одной из сторон этих взаимоотношений.

В фильме «Возвращение» о проблеме воспитания мужчины из мальчика, росшего до возвращения отца в чисто женском окружении, обслюнявившем пацана до полной трусости.

Фильм «Изгнание» ставит очень глубокий вопрос: «Наши дети – наша собственность или они, как и мы все, – сыны Божии?» И какой смысл в рождении детей, если между супругами осталась только физическая близость, а любовь, эта единственная общая духовная ниточка, утрачена? Ведь в Библии, в Новом завете, говорится прямо, что без любви – все пыль!

Так какой смысл плодить эту пыль в семье, утратившей любовь? Насколько удалось режиссеру донести этот вопрос до зрителя – одна сторона проблемы, ее другая сторона - насколько зритель подготовлен воспринять такой ракурс?

Тема отцов и детей продолжена и в фильме «Елена». Здесь дети – частная собственность родителей, которую они должны охранять, как любую частную собственность, даже вплоть до убийства, если ей что-то грозит. Как, например, призыв в армию внука, который ночью со стаей сверстников пытается «мочить» нелегалов из бывших республик СССР. При этом, иждивенчество в фильме показано в патологической стадии, берущей корни в коллективном бессознательном общей советской собственности, за которую никто не отвечает, но она всех должна обеспечивать…

Вполне возможно, ничего изложенного мною в фильмах Звягинцева нет, а говорит режиссер совсем о другом, и очень удивился бы, прочти он эти строки. Но в том и суть настоящего искусства, что каждый там откроет созвучие своим мыслям и вопросам, своему жизненному опыту.

Что касается четвертого фильма, «Левиафан», то мне доподлинно известно лишь, что его название взято из Библии. О левиафане, об этом сотворенном в животном царстве персонаже, говорят царь Давид в Псалмах и пророк Исайя в своих пророчествах. А наиболее полное описание левиафана дано в двух главах книги Иова. Там об этом творении говорится от имени самого Бога, который заканчивает свою речь словами: «Нет на земле подобного ему, он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело, он царь над всеми сынами гордости»,- Иова 41:25,26.

Какой смысл вложил Звягинцев в этот образ, каждый решит сам. Что касается российского проката, то фильм «Левиафан» «окультурен» самим министром культуры - все маты удалены, при том, что европейские зрители восприняли фильм, как шедевр без всяких купюр.

Ниже приведена статья об этом фильме из газеты «Гардиан».

Надежда Алисимчик


ЛЕВИАФАН – КАННСКИЙ ХИТ, А НЕ ЛЯГАНИЕ ПУТИНА

Новый фильм Андрея Звягинцева был провозглашен шедевром в Каннах в этом году. Но действительно ли он не предназначен в качестве политического заявления? Его режиссер говорит о власти, патриотизме и водке.

Левиафан - это не просто шедевр, это полемика против нынешней кремлевской администрации. Одна сцена показывает друзей, стреляющих в портреты российских президентов. Портрет Путина висит над столом коррумпированного местного мэра, который вынуждает нашего героя отказаться от дома, чтобы построить свой собственный дворец на его месте.

Священник говорит о "пробуждении души русских людей", а их души лежат раздавленные у его ног.

Вы встречаете Звягинцева, ожидая подстрекателя. А находите сдержанного дипломата, одетого в ярко-белую рубашку, шикарный синий шерстяной галстук, а за дизайнерскими очками - добрые глаза. Он отлично смотрится рядом с переводчиком. "Моя цель, – говорит он, – была, конечно, не в том, чтобы противостоять власти. Особенно учитывая, что фильм получил финансовую поддержку от государственных органов."

Это правда - 35% бюджета было выложено министерством культуры. Сам министр посмотрел фильм пару дней назад. "Он сказал, что это хорошо, но ему это не понравилось. Я могу понять, что у него есть много других дел, - сказал режиссёр. – Он должен делать мир лучше. То, что делаем мы - создаём произведения искусства. Искусство должно обеспечить свет - он должен дать людям надежду".

На пресс-конференции, а затем вновь на следующий день Звягинцев доказывает непоколебимую сдержанность. "Министр, очевидно, имеет твердую позицию", – продолжает он, - и это не может не вызывать уважения».

Продюсер фильма Александр Роднянский выразил больше скептицизма по поводу возможного ущерба для будущих рабочих отношений. "Министр дал цитату Le Monde, - сказал он. - "Все цветы могут расти, но мы поливаем только те, которые нам нравятся».

По поводу камня преткновения относительно введения в России с 1 июля нового законодательства, запрещающего ругань в кино, Звягинцев подбирает слова медленно, словно достаёт с полки: "Если это будет реализовано, мы все равно должны иметь право на экран, так как снимали заранее", – говорит он. – "И я не думаю, что мы использовали слишком много ругательных слов, каждое взвешивали очень осторожно."

- А как насчёт «целесообразности» такого законодательства в целом?

Еще пауза: «Эти законы, которые запрещают что-то, не очень уместны, на мой вгляд, - говорит он. - Я действительно надеюсь, что мы достигнем взаимопонимания, что свобода восторжествует. Я думаю, что во всех странах мира, проблема свободы - это важно; это долг каждого для борьбы с государством, и решать её нужно честным, откровенным образом".

Левиафан, несмотря на все видимости, атака на Путина: режиссёр был вдохновлен случаем в Колорадо. В 2004 году, 52-летний сварщик стал жертвой экспроприации.

В штате Колорадо, в маленьком городке случилась страшная история столкновения маленького человека с государственной машиной. Это была настоящая битва за землю, на которой жил обычный человек – Марвин Джон Химейер.

Территорию, где стоял его дом и мастерская, купил цементный завод, новые владельцы которого желали расширения. Владельцы компании вели с Марвином переговоры, предлагали ему довольно большие деньги, но тот был непреклонен: не хотел покидать насиженное место.

Он поехал на пуленепробиваемом танке в город и снес десятки муниципальных зданий.

"Такие истории меня удивляют, - говорит режиссёр. – Вы никогда не подумали бы, что в демократической стране что-то подобное может случиться. Это история о чьём-то отчаянии, которое никто не слышит."

Звягинцев хорошо знает, что значит - не иметь права голоса. Ему 50, он служил в армии в течение двух лет после окончания высшей школы, затем учился актерскому искусству во ВГИКЕ. В процессе учёбы работал дворником и был настолько беден, что боролся за то, чтобы купить билеты на автобус.

Тогда, на рубеже веков, он поймал удачу, попав на телевидение, в первую очередь, в качестве режиссёра сериалов и ток-шоу. Он действовал быстро и энергично, чтобы сделать «Возвращение», семейную драму, которая пришла словно из ниоткуда, чтобы взять главный приз на фестивале в Венеции в 2003 году. Далее последовали «Изгнание» (2007) и «Елена» (2011).

«Левиафан» - один из самых доступных на сегодняшний день, отчасти из-за того, что юмор – у него в крови. Идея героев отпраздновать день рождения на берегу озера с женами и детьми прошла абсолютно впустую. Через весь фильм герои предостерегают друг друга не пить так много. "Ты в состоянии ездить?" – невнятно спросила женщина своего мужа. "Конечно", отвечает он. Я гаишник!»

«Нет, - говорит Звягинцев, - не было никакого преувеличения для комического эффекта, хотя я рад, что люди сочли эпизод забавным. Когда существует что-то трагическое, вы добавляете комедию.".

В России есть такой спор, когда в один присест выпивают бутылку водки. Но русский народ не пьёт столько, сколько финны, которые наводняют Санкт-Петербург каждые выходные из-за более дешевой выпивки.

"Даже здесь! Вчера вечером, после того, как мы сделали проверку звука для экранизации, мы вышли в 3 часа ночи и встретили трёх сильно пьяных дам. То же самое можно увидеть везде."

Итак: «Левиафан», раз и навсегда, не о России. Его темы универсальны, его головоломки вечные. Даже то, что он (фильм) говорит о патриотизме, и то, как авторитетные лица направляют его на захват земли, происходит во всем мире. "Патриотизм для меня инстинкт. Ваша жизнь должна иметь смысл. И очень важно использовать это ощущение".

Мечта для моей страны - иметь справедливые законы. Таким образом, люди смогут быть увереннее в будущем. Но сейчас это не так – он снова мягко улыбается, и поправляет галстук.

«Гардиан», Кэтрин Шоард.

Перевод Ю.С.

На фото: Алексей Серебряков, Андрей Звягинцев, Роман Мадянов, Елена Лядова и Владимир Вдовиченков на показе фильма 23 мая.

Фото Bertrand Langlois/AFP/Getty Images

фото

Комментарии

16:17, 14.11.2014
А что тут делает артист Серебряков? Он же давно канадец, семью туда перевез, а бабки делает в России. Хорошо устроился.
21:50, 14.11.2014
А тут делает Департье?
Ульяна 01:26, 15.11.2014
Меня потрясло Возвращение - самый сильный сюжет, на мой взгляд. Теперь я понимаю, почему с ним так носятся, с этим фильмом. Сильнейший. А такая милашка - Звягинцев - таит столько мужского внутри. Заношу в список любимых режиссёров. Достоин Оскара - однозначно!
Ульяна 01:26, 15.11.2014
Меня потрясло Возвращение - самый сильный сюжет, на мой взгляд. Теперь я понимаю, почему с ним так носятся, с этим фильмом. Сильнейший. А такая милашка - Звягинцев - таит столько мужского внутри. Заношу в список любимых режиссёров. Достоин Оскара - однозначно!

Добавить комментарий

:
:
:
НАВИГАЦИЯ
ВАШЕ МНЕНИЕ

На что сейчас особенно способна власть России?

1. На тотальное воровство.
2. На кумовство и круговую поруку.
3. На бесчеловечное отношение к народу.
4. На инновацию, реновацию и оптимизацию...
5. На что-то хорошее, но они это тщательно скрывают.
6. На прорыв.
7. На враньё.
8. На отъем денег у населения.
9. На «железный занавес».
 

Всего проголосовало
45 человек
Прошлые опросы

Наши проекты

Издательский Дом "Водолей" - купить книгу или заказать издание своей

Суды и выборы - информационный сайт о выборах в Приморье с 1991 года