фото

РЕФОРМЫ ЗА СЧЕТ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН

Президент РФ как-то говорил о своих достижениях. В частности, упоминал, что у нас даже в захудалой больнице провинциального городка врачи получают не менее 30 000 рублей. Я бывала в этих городских и провинциальных больницах не раз. И откровенно скажу, что между вашими словами, господин президент, и «окопными условиями», в которых работают медики, большая пропасть!

С завидным постоянством растут зарплаты чиновников из Департамента здравоохранения, в то время как врачи-специалисты получают жалкие гроши, вкалывая на полторы-две ставки. Мне довелось побеседовать с врачами-специалистами одного из московских медучреждений, куда стекается большой поток пациентов с самыми сложными травмами и заболеваниями.

Говорит Елена Михайловна Беловодская, участница акции протеста против преобразований в московской медицине:

– Власть решила поправить свое положение за счет простых граждан. 2015 год начался с того, что стали закрываться поликлиники и больницы в самых перспективных и густонаселенных микрорайонах города Москвы. В результате таких новшеств один московский микрорайон сейчас будет обслуживать не более двух медицинских учреждений.

Мэр Москвы предлагает якобы распределить нагрузку на разные больницы, находящиеся в ведомстве Департамента здравоохранения: одни поликлиники теперь будут заниматься исключительно хроническими заболеваниями, другие – исключительно тяжелыми болезнями. Такая направленность реформ, по мнению мэра, поспособствует созданию центров, которые будут профилироваться в одном направлении. Как людям добираться до этих медицинских учреждений, если они будут находиться на окраине города, никого не интересует.

Но самое главное, городской глава провозглашает, что после закрытия городских медицинских учреждений появятся частные центры, а следовательно, поплывут деньги в казну. Для нас, обычных граждан, это значит, что бесплатное лечение скоро станет светлой и, быть может, несбыточной мечтой. Зато господин Собянин считает, что других средств, способствующих повышению уровня медицины, нет.

В России качественная медицина всегда оставалась прерогативой отдельных врачей. Они, вопреки порочной практике современной реальности, работают добросовестно и спасают жизни людей.

Стране нужны реальные реформы, а не экономия средств на медицине. В территориальных программах госгарантий должен быть четкий перечень бесплатных услуг. Часто неразбериха в этих вопросах ведет к коррупции. Между тем, многие пациенты не имеют средств на лечение.

Господа прозаседавшиеся депутаты Госдумы, может, вместо того, чтобы думать и решать, как сэкономить бюджетные средства за счет народного кармана, вы займетесь делом? Иначе скоро смертность и заболеваемость в России зашкалит за все возможные границы…

Начиная с прошлого года, медики и пациенты московских больниц и поликлиник выходят на митинги, протестуя против губительных реформ. Но чиновники предпочитают отмалчиваться, уверяя, что такие преобразования являются единственным шансом вывести отечественную медицину на ступень выше.

В еще более худших условиях находятся провинциальные российские больницы. Их пациенты и медики высказывают свое недовольство, но пока еще не митингуют – боятся потерять работу.

– Квалифицированных медиков, преданных своей профессии, осталось немного, – говорят врачи приморского краевого центра, – Работать за низкую зарплату согласятся немногие. Работая на полторы ставки, при большой нагрузке, в том числе в ночные смены, врач-специалист порой получает 20-25 тыс. рублей. И это после повышения зарплат медикам!

Сравните зарплату уролога, гинеколога, хирурга и главного врача или кого-то из управления. Разрыв в размере заработных плат гигантский: руководители здравоохранения федерального уровня, по информации неофициальных источников, имеют зарплату около 12 миллионов.

А врачи-специалисты, которым, по сути, засучив рукава, стоя у операционного стола, приходится бороться со смертью, принимать бесконечный поток больных, часто имеют доход в 25 тыс. рублей.

Но власть этой несправедливостью не обеспокоена. Мы полагаем, что, если бы чиновники действительно, хотели поднять уровень медицинского обслуживания, то в первую очередь, подняли бы заработные платы медикам – врачам, санитаркам, медсестрам.

Ведь у нас катастрофически не хватает медицинского персонала. Бывает, на все отделение работает одна санитарка. Как ей справиться с тем объемом работ, какой имеется, например, в хирургии или гинекологии? В хирургии много лежачих больных, за которыми необходим тщательный уход.

Самое страшное, когда специалисты приходят в больницу работать и в условиях, в которые поставлена современная медицина, ломаются: работа становится для них обыденной рутиной. Для врача такое состояние, граничащее с безразличием – катастрофа: порой возникают мысли: одним пациентом больше, одним меньше... И это страшно!

В последнее время появилось много частных медицинских центров. Они предлагают за деньги любые медицинские услуги. Но лично мы к платной медицине относимся с большой долей недоверия, потому как считаем, что у нас в России она нацелена исключительно на зарабатывание денег, а не на лечение пациентов.

Политически ненадежных – на улицу

А сейчас к прежним проблемам добавились новые: для ряда медицинских учреждений закупили современное оборудование, которое, по сути, необходимо любой больнице, как воздух, но работать на нем некому – не хватает специалистов. И оборудование простаивает.

Так, случилось в больнице № 59 города Москвы: закупили оборудование и, в связи с расформированием больницы, сократили ее специалистов. Вот такие казусы реформы, на которые возлагает надежды мэр Москвы.

– К чему наши власти проводят реформы, которые выводят на улицы врачей и учителей? – начала свое выступление Татьяна Шукунова. — Те, кто несмотря ни на какие кризисы, остались в профессии после лихих 90-х, пытаются выжить вновь. После прошедшего сокращения у врачей в поликлиниках и больницах нет ни одной свободной минутки.

Специалистов в вузах сократили почти вдвое. И далеко не во всех учебных заведениях и не на всех кафедрах руководство сделало все возможное, чтобы сохранить людей, уберечь костяк, который всегда был палочкой-выручалочкой.

Некоторые руководители постаралось избавиться от недостаточно лояльных и политически неблагонадежных — например, убрали тех, кто не рисовал, как приказывали, результаты выборов. И ни для кого не новость, что при такой губительной реформе медицины от качества обслуживания не останется ничего.

К проблемам медицины добавились и другие. Система сертификации новых медикаментов и медицинского оборудования далека от совершенства. Судя по сообщениям в СМИ, она напрочь коррумпирована: в результате в аптеках появляются псевдолекарства и псевдометоды, в их числе – средства нетрадиционной медицины, эффективность которых сомнительна и порой несет не столько пользу, сколько опасность здоровью больного человека.

Я не хочу делать однозначных выводов, что в России нет качественной медицины. Прежде всего, я задаю вопрос чиновникам: «Почему в России нет медицинского обслуживания, соответствующего мировым стандартам? И почему власть решает проблемы финансирования медицины за счет здоровья граждан?»

Даниэла ФОНИНА.

CARICATURA.RU