В сентябре большинству сотрудников понизили стимулирующие выплаты из-за долга больницы.
В 24-й городской больнице продолжают бороться с долгами. В сентябре этого года практически всему коллективу снизили зарплаты, а с октября санитаров понизили до менеджеров по сопровождению с окладом 10 тысяч рублей. Неофициальная причина — кредиторская задолженность.
«В больнице депрессия, все ходят злые, потому что ни у кого денег нет. Никто не понимает, откуда у больницы появилась кредиторская задолженность. Весной сообщали, что у больницы долгов нет, как они образовались, мы не знаем, и никто на эти вопросы не отвечает. В министерстве летом поставили задачу закрыть год без долгов, и у нас началось это всё», — рассказал медик.
Источник в медицинской среде сообщил, что летом кредиторская задолженность у 24-й больницы была больше 100 миллионов рублей. Собеседник добавил, что есть больницы, у которых долг еще больше, но неизвестно, как они его будут закрывать.
Кредиторская задолженность — это обязательства больницы перед партнерами и поставщиками, возникшие вследствие несвоевременной оплаты по счетам или контрактам. Причиной могут быть как финансовые трудности, так и системные особенности бюджетного финансирования.
На официальные вопросы редакции E1.RU о сумме кредиторской задолженности больница и Минздрав региона не ответили. В свердловском Минздраве в сентябре сообщили, что вопросы обеспечения финансовой устойчивости и наличия просроченной кредиторской задолженности в больницах находятся на постоянном контроле. На запрос, который редакция E1.RU отправила свердловскому Минздраву 24 ноября, ответ так и не пришел.
Откуда у больницы может возникнуть долг
Для простых горожан это неожиданно, но у больниц есть планы на пациентов, и каждая должна как минимум покрывать все свои расходы, как максимум — зарабатывать. У любой клиники есть государственное задание, перед каждым отделением ставятся задачи по количеству пациентов, которых они должны принять. Даже перед неотложной помощью, где, казалось бы, спрогнозировать число больных практически невозможно.
Но планово-экономический отдел справляется с этой задачей: люди болеют всегда, и каждая больница может посчитать в среднем, сколько пациентов за месяц обращается с той или иной проблемой. От финансового планирования зависит закупка лекарств и расходных материалов, ремонт техники, обслуживание палат, зарплата персонала — на всё это нужны деньги.
Больница может их получать из двух источников: от граждан в случае оказания платных услуг и от территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС), если человек обращается в больницу по полису ОМС. Для пациента консультации, лечение и все манипуляции бесплатны — затраты по установленным тарифам компенсирует ТФОМС.
«Ситуации бывают разные: больница может потратить на лекарственные препараты, расходные материалы больше, чем заложено или чем планировали, особенно тяжело больницам закупать лекарства для химиотерапии: курс на одного пациента может стоить 150 тысяч рублей, например препарат для лечения рака предстательной железы. А химиотерапию чаще всего проводят именно в условиях дневного стационара в городской больнице», — пояснил собеседник, знакомый с ситуацией.
В формировании бюджета много переменных, и не все из них можно предугадать. Например, сломался аппарат КТ и на ремонт (или вовсе замену) нужны деньги. В отделении могут пролечить меньше пациентов, чем планировали, и получают за них меньше средств. Конечно, зачастую это зависит от грамотного планирования работы отделений, но не на всё можно повлиять.
«Управление больницей — задача не из легких, но, с другой стороны, странно в условиях дефицита медиков решать проблемы клиники за счет урезания зарплат сотрудников, ведь работы у них не становится меньше и количество пациентов никто не убавляет», — заметил собеседник.
Какая обстановка в больнице
По информации собеседников, снижение стимулирующих выплат у некоторых сотрудников произошло еще в июле. Основная волна недовольства была в сентябре, тогда сокращение зарплат коснулось медиков разных отделений и должностей. Точные суммы неизвестны, но они были неодинаковыми для разных категорий работников
«Нам запретили писать и говорить о проблемах, а отделу кадров запретили принимать тех санитаров, которые уволились, за то, что они жаловались и писали. Сказали, что вернут прежний уровень зарплаты коллективу, но пока этого нет», — рассказал медик.
Неизвестно, сколько сотрудников уволилось после летнего и осеннего сокращения зарплат, на этот вопрос ни больница, ни свердловский Минздрав редакции E1.RU не ответили.
«Кто-то из коллектива ушел, но многие остались ждать улучшений, обещали возвращение зарплат ведь в декабре. Понятно, что невыплаченное за лето и осень никто не вернет, мы ждем, что хотя бы поднимут до прежнего уровня. За это время сократили много немедицинского персонала, например сторожей, механика», — поделился сотрудник.
Что говорят в больнице и Минздраве
В больнице за запрос E1.RU ответили неинформативно, но ответ всё же поступил. Приводим его полностью.
«Администрация ЦГКБ № 24 внимательно относится к вопросам организации работы и обеспечения достойных условий труда для сотрудников. В настоящее время в учреждении проводится плановая оптимизация структурных подразделений, направленная на повышение эффективности работы и улучшение качества медицинской помощи.
Что касается финансовой ситуации, в больнице ведется системная работа по сокращению кредиторской задолженности и стабилизации финансового положения. Решения, связанные с кадровыми перестановками и системой оплаты труда, принимаются в рамках действующего законодательства и с учетом текущих возможностей учреждения», — сообщили в ответ на запрос.
Министерству здравоохранения мы задали ряд вопросов, в ответ не пришло ничего.