Своих система не наказывает

В общественной палате РФ не раз поднимали вопрос о преступлениях, по которым обвиняются сотрудники правоохранительных органов. По мнению представителей общественной палаты, судебная система выносит мягкие решения в отношении сотрудников милиции. Надо заметить, что в Приморском крае обстановка гораздо сложнее.

Здесь сотрудников полиции к уголовной ответственности привлекают вообще крайне редко. Подобные случаи являются исключением из правил. Но данное обстоятельство вовсе не говорит о том, что у нас в Приморье полицейского произвола нет. Скорее, наоборот, размах коррупции и преступности на Дальнем Востоке приобретает катастрофические масштабы.

Количество жалоб на полицейских побило все рекорды. Подтверждением тому является визит в Приморье замминистра МВД А.В. Горового. Он посетил наш забытый Богом уголок в 2012 году и вел прием граждан в УМВД РФ по Приморскому краю. Холл УМВД РФ по ПК заполнили сотни граждан, некоторые из них приехали из отдаленных сел и городов Приморья. По словам А.В. Горового, с которым мне довелось беседовать, посетители, побывавшие на приеме, говорили о многих нарушениях их прав со стороны чиновников, причем не безосновательно.

Но, к удивлению замминистра, количество жалоб на беспредел в правоохранительных органах, побило все рекорды. Люди, доведенные до отчаяния от осознания того, что выступать против правоохранительной системы – нет смысла, хватались, как им казалось, за «спасительную соломинку». Они надеялись, что замминистра сможет поставить на место зажравшихся полицейских, потому как, по их мнению, оборотни в погонах должны сидеть в тюрьме, а не в шикарных машинах, купленных явно не на собственную зарплату.

Операция успешна, виновные – на свободе

Обеспокоенный рассказом одной из посетительниц замминистра А.В. Горовой, буквально рассвирепел. Женщина рассказала ему о полицейских, занимавшихся угоном машин.

Как говорила женщина, полицейские вымогали деньги взамен за возврат угнанной машины.

По ее словам, ей впервые довелось иметь дело с полицией и она была шокирована, увидев, кто на самом деле обеспечивает безопасность граждан от преступников.

- В моей жизни развернулся сюжет не хуже, чем в какой-нибудь детективной истории Марининой, - говорила Тататьяна Воровнова. Сотрудники РУБОП проводили спецоперацию по захвату вымогателей, в которой участвовала я. Я должна была передать деньги полицейским, требовавшим выкуп за угнанную машину, а в этот момент сотрудники РУБОП должны были повязать оборотней в погонах на месте.

Об этой истории писали в № 42 «АВ» за 2012 год.

На предложение Татьяны Вороновой пересчитать деньги, чтобы не возникло какого-либо непонимания, незнакомец улыбнулся во все лицо и сказал:

– Да ну что вы, я ведь в полиции работаю, ничего такого не произойдет…

Молодой человек все-таки на всякий случай пересчитал деньги и произнес:

– Триста пятьдесят тысяч! А у вас пакетика не найдется?

– Вы можете у меня даже сумочку забрать, - сказала Татьяна. Зачем она мне теперь, если я вам и так такие деньги отдаю!»

Потом Татьяна слышала топот и крики за спиной. Ее недавний собеседник Б. бросил сумочку под ноги, желая освободиться от ненужного груза. Но его повязали на месте.

Участкового Александра М., организовавшего псевдовыкуп, видимо, предупредили, и он скрылся с места преступления. Через некоторое время и на его след тоже напали – никаких сомнений в его причастности к преступлению не оставалось.

Операция прошла успешно, а потом все завертелось так, что следов не разобрать. Сначала дело передали в ОРЧ собственной безопасности, и оно легло «под сукно». Управление УМВД не устроило из инцидента шума и скандала, хотя должно было поставить вопрос об увольнении сотрудников полиции и об их привлечении к уголовной ответственности!

Вместо наказания одного из полицейских, причастных к угону и вымогательству, повысили в должности.

Полицейские сказали, что просто пошутили

И только Татьяна, которая не хотела мириться с тем, что в правоохранительных органах работают преступники, не давала никому покоя. Проверки пошли по накатанной колее: в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников полиции отказывали.

Как стало известно со слов тех, кто проводил доследственную проверку по заявлению Татьяны Вороновой, М. и Б. объясняют все очень просто: они имели доступ к базе угнанных машин и потому решили пошутить, якобы они разыграли женщину. Полицейские полагают, что таким образом можно шутить?

Услышав рассказ женщины, замминистра А.В. Горовой принялся немедленно звонить сотрудникам местного управления УМВД РФ по ПК, выкрикивая, что в приморской полиции творится какой-то бардак.

После того, как уехал А.В. Горовой, вокруг данного инцидента началась суета. Но никого так и не наказали.

Группировке по заказным убийствам

Другой случай, о котором также писали в «АВ» еще более сенсационный. Начальник полиции по городу Артему находился под домашним арестом. Его обвиняли в том в том, что он покрывал банду, работавшую по заказным преступлениям.

Вся эта история обрастала скандальными подробностями. Прокуратура и следственные органы упорно молчали и отказывались от комментариев. Они не подтверждали и не отрицали случившегося. На наш запрос о причастности начальника полиции к данной группировке, мы не получили до сих пор.

По сообщениям Следственного комитета РФ по ПК, банда, в которую входили братья Горбачевы и еще ряд жителей из поселка Заводской, орудовала в период 1998-2007 годов на территории нескольких населенных пунктов Приморского края: города Владивостока, Артема, Уссурийска, Находки, а также Шкотовского района. Злоумышленники обвинялись в совершении более 40 эпизодов преступлений.

При этом, несколько убийств совершали путем подрыва взрывных устройств в подъездах жилых домов. Всего от рук членов банды погибло более 70 человек. Расследование уголовного дела длилось почти 2 года. При производстве обысков, осмотров места происшествия изъято вооружение банды – патроны, большое количество тротила, пластида и других взрывчатых веществ.

60 томов уголовного дела

В частности, Евгений Горбачев и Алексей Горбачев-Рыжих проходили подозреваемыми по делу убийства авторитета Александра Малашенко, известного как Саша Малый, и его жены, которых расстреляли на трассе неподалеку от села Ясное.

По сообщениям VestiRegion.ru, этой же группировкой в 2004 году в разгар «делового отдыха» был хладнокровно и расчетливо застрелен «авторитетный бизнесмен» Сергей Трифонов вместе со своим компаньоном Александром Матуленко.

А неделей ранее, 7 июня, в Уссурийске среди бела дня был столь же дерзко расстрелян депутат и бизнесмен Юрий Емец, ранее контролировавший компанию «Уссурийский бальзам» и чуть ли не весь город Уссурийск. Поговаривали о причастности бывшего начальника местного отделения милиции Александра Уса, прослужившего в уголовном розыске больше десяти лет. Его допрашивали в качестве свидетеля, но ходили разговоры о его соучастии в целом ряде преступных эпизодов. Александр Ус энергично продвигался по служебной лестнице: от оперуполномоченного угрозыска до замначальника местного отделения по службе криминальной милиции по СКМ и непосредственно начальника отделения. 

О причастности к группировке бывшего начальника милиции города Артема Новикова и бывшего начальника отделения милиции поселка Заводского говорил и другой неофициальный источник из правоохранительных органов.

Однако Следственный комитет по Приморскому краю всячески пытался скрыть информацию, не выпуская ее в СМИ. Начальник полиции города Артема Новиков отделался очень легко. За причастность к группировке, работавшей по заказным убийствам, ему назначили штраф. Как часто подобные игры следствия остаются «за кулисами»? Можно только догадываться...Мы видим лишь верхушку айсберга.

Братья Горбачевы, работавшие исполнителями по заказным убийствам, пошли на сотрудничество со следствием, заключив досудебное соглашение. Суд приговорил их к 17 годам лишения свободы.

Логика прокурора порой непредсказуема! Возьмем, к примеру, всем известных «приморских партизан». Сторона обвинения запросила пожизненное заключение троим из них. «Приморский партизан» Алексей Никитин, которому прокурор запросил пожизненное заключение, по материалам уголовного дела фигурировал в эпизоде. При этом свидетели, дававшие показания в суде, подтверждали его алиби на момент убийства.

Но «партизаны» не пошли на сотрудничество со следствием и свою вину по многим эпизодам не признали. Зато бросили вызов полицейскому произволу, выйдя за рамки закона, потому что все другие способы посчитали бесполезными.

Вообще весь процесс по делу «приморских партизан» выглядел, как расправа над теми, кто попал в зубы системе.

Мы на полшага от ГУЛАГа

Полиция неуязвима, и всякий произвол ей сходит с рук.

В Интернете то и дело мелькают сообщения о том, что та или иная служба занимается расследованием преступлений, которые совершили сотрудники МВД, ФСКН или ГУФСИН. Такие обязанности с давних времен исполняла служба УСБ. Но там, как во вполне пригодном продукте, завелись свои тараканы, которые портят все: поползла коррупционная плесень, и очень быстро очередная структура по борьбе с коррупцией в правоохранительных органах превращалась в карманную.

Безнаказанность развязывает руки. Ждать последствий долго не приходится. Волна возмущений растет, выливается в бунты и акции протеста против произвола полиции.

Не исключение и «приморские партизаны», которые столкнулись с произволом полиции в поселке Кировский и решили восстановить справедливость так, как они ее понимали.