фото

Здание Уссурийского цирка, возможно, будет приватизировано и выставлено на торги.

Здание Уссурийского цирка – старейшего подобного капитального строения на Дальнем Востоке – не будет принято в краевую или в муниципальную собственность. Возможно, его приватизируют и выставят на торги. И если оно найдет своего покупателя, не факт, что будет функционировать по своему профилю, как это было в 1971-2006 годах, когда здесь проходили цирковые представления, концерты с участием звезд российской эстрады и масштабные спортивные мероприятия.

Здание, которому через два года исполнится 50 лет, находится в федеральной собственности, являясь филиалом Федерального предприятия «Российская государственная цирковая компания» («Росгосцирк»). Капитальное сооружение не функционирует уже более тринадцати лет и, возможно, уже больше никогда не станет ареной цирковых представлений.

Такая судьба его ждет согласно ответа департамента культуры администрации Приморского края на очередное обращение бывшего сотрудника Уссурийского цирка Виктора Худякова. Письмо подписано и.о. директора департамента А.В. Гоголевой.

История вопроса

- История цирка в Уссурийске насчитывает более 120 лет. С самого основания города жителей радовали выступления заезжих цирковых трупп. При советской власти в городе на постоянной основе работал цирк-шапито.

Примечательно, что впервые, как артиста цирка, Юрия Никулина заметили именно в Уссурийске, тогда еще Ворошилове. Случилось это в августе 1949 года. Как писал он в своих мемуарах «Почти серьезно…» о своих совместных гастролях с известным клоуном Карандашом: «Из Владивостока мы переехали в тихий, спокойный городок Ворошилов, где проработали три недели. Именно в этом городе в местной газете я впервые в жизни прочел похвальный отзыв с упоминанием своей фамилии. Заметку я вырезал.

«Номер «Комбинат бытового обслуживания» Карандаш с успехом исполняет с артистами Никулиными». Так написал местный журналист.

Мне, делающему первые шаги в цирке, было приятно увидеть свою фамилию, хотя и во множественном числе. Раз меня упомянули, значит, я что-то значу. Для молодого артиста впервые прочитать о себе – большое событие…».

Первое, тогда еще деревянное, здание в Уссурийске было возведено в начале 50-х годов и просуществовало десять лет. Надо сказать, что тогда учреждение приносило неплохой доход в городскую казну, поскольку на выступления известных цирковых артистов приезжали посмотреть не только жители из других городов Приморья, но и со всего Дальнего Востока.

Капитальный цирк на месте деревянного был построен в 1971 году, к открытию партийного съезда. Зрительный зал мог одновременно вместить 1400 человек. Этот цирк функционировал вплоть до 2006 года, когда его закрыли ввиду его аварийного состояния. Последним представлением здесь стало выступление экстрим-цирка «Vitali». Именно тогда все и посыпалось, и причина тому была банальна – отсутствие финансирования. За долги были отключены отопление, электричество, вода…

«Обращения в различные инстанции я пишу ежегодно уже более 10 лет, – говорит Виктор Худяков. – Писал уже генеральному директору ФКП «Росгосцирк», президенту Путину, его полномочному представителю по ДФО, губернатору, главам Уссурийского городского округа и администрации УГО. И результат нулевой. Про моему мнению, отвечают уклончиво или откровенно пиарятся, как глава администрации Уссурийска Евгений Корж, экс-губернатор края Андрей Тарасенко или Светлана Горячева, ныне сенатор.

Из всех по данному вопросу наиболее адекватным и порядочным был Сергей Рудица (глава Уссурийска до 2014 года), как я считаю. При нем администрация города на протяжении нескольких лет упорно добивалась передачи здания цирка из федерального на муниципальный баланс. При его содействии были найдены спонсоры и в цирк уже стали завозить стройматериал.. Но… «Росгосцирк», не имея средств на восстановление, всячески этому противился. Почему?»

Цирковые хроники

В 2008 году заместитель генерального директора «Росгосцирка» Дмитрий Саетович даже пообещал, что восстановят цирк и откроют его в 2010 году.

В феврале 2010 года на пресс-конференции в редакции «Российской газеты» (https://rg.ru/2010/02/12/cirk.html) генеральный директор ФКП «Росгосцирк» Александр Калмыков двусмысленно заявил: «В Уссурийске ситуация непростая. Там маленький цирк, который после тяжелых 90-х гг. так и не смог стать интересен для публики и хоть как-то повысить эффективность своей хозяйственной деятельности. И он при этом нуждается в большой реконструкции. И вот дилемма: надо ли вкладывать под миллиард рублей в маленький цирк маленького городка, жители которого имеют в пределах досягаемости – 80 км – огромный Владивостокский цирк, в котором к тому же нон-стопом гастролируют наши лучшие цирковые коллективы, возвращающиеся из Японии, Китая, Кореи? Или же на эти деньги в том же Владивостоке реконструкцию цирка провести? Вопрос: а что тогда в Уссурийске? А в Уссурийске цирк расположен на «красной линии», то есть в очень инвестиционно привлекательном месте».

В декабре того же 2010 года депутат Госдумы Светлана Горячева заявила в интервью газете «Конкурент»: «На реконструкцию Уссурийского цирка выделено 210 миллионов рублей, из них 60 миллионов поступят в 2011 году, остальное – в 2012. На минувшей неделе я побывала в Приморье, в Уссурийске. Думаю, порадовала город. Мы, наконец, добились финансирования реконструкции Уссурийского цирка...», – сказала Светлана Горячева. Думаю, это был красивый и действенный пиар, который по достоинству оценили в региональном отделении «Единой России».

Но финансирование так и не поступило.

Потом были еще 4 года вялотекущих разноуровневых переписок, пока в августе 2014 года губернатором Владимиром Миклушевским ни был назначен врио главы Уссурийского городского округа Евгений Корж. В первом же своем интервью телеканалу ОТВ-Прим Евгений Корж заявил, что помимо прочего намерен заняться и ремонтом цирка:

– Это проговаривалось на уровне края, и край поддерживает инициативу, чтобы начать не в этом, так в следующем году реконструкцию цирка. И не только реконструкцию цирка, но и губернатор еще поддержал инициативу строительства нового спортивного комплекса на 1,5 тысячи мест» (otvprim.ru).

И вновь тишина. Пока в 2017 году глава администрации УГО Евгений Корж на встрече с жителями микрорайона «Южный» ни заявил: «Мы просим руководство Росгосцирка отдать цирк муниципалитету, чтобы мы смогли понемногу его восстановить. Но они пока не соглашаются» (ussurmedia.ru).

Примечательно, что примерно в это же время руководство ФКП «Росгосцирк» уже известило местные власти о том, что намерено избавиться от бетонного балласта уссурийского цирка ввиду отсутствия возможности и желания его финансировать. Я попытался записаться на прием к главе администрации УГО Евгению Коржу, дабы прояснить этот вопрос, но в общественной приемной главы меня технично отправили на прием к заместителю главы по вопросам социальной сферы Елене Бронниковой. Оттуда транзитом переадресовали к начальнику управления культуры Евгении Ким, где все и умерло со словами «Виктор, но Вы же знаете, у нас нет денег»…

Через год тема цирка, полагаю, в качестве козыря вновь накануне выборов была использована врио губернатора Андреем Тарасенко: «На сегодняшний день ведем переговоры с «Росгосцирком» о том, чтобы здание цирка в Уссурийске передали в край. Тогда сможем его отреставрировать, и он будет не хуже, чем в краевой столице», – заявил Андрей Тарасенко на встрече с жителями города Уссурийска. Бурные аплодисменты жителей и возгласы одобрения. (zolotou.com/news-ussurijska).

Но выборы прошли, поменялся губернатор.

Как следует из документа департамента культуры администрации края от апреля 2019 года, «Рассмотрев всевозможные варианты и приняв во внимание действующее законодательство, администрация Приморского края пришла к выводу о том, что принять федеральное имущество в краевую или муниципальную собственность не представляется возможным. Вместе с тем, администрацией Приморского края предложено руководству ФКП «Росгосцирк» проработать с учредителями вопрос включения объекта в программу приватизации и выставления объекта на торги».

Подводя финальную черту

Можно «поздравить» жителей Уссурийска и окрестных районов. Призрачные надежды, что в мертвом здании цирка вновь закипит жизнь, развеялись как дым. Краевым и муниципальным властям здание цирка не нужно. А новые собственники? И вообще, купит ли кто-либо этот объект, на восстановление которого по разным оценкам требуется до 0,5 млрд рублей, а то и больше?»

Свою статью я начал с письма краевого департамента культуры, поступившего на имя жителя Уссурийска Виктора Худякова. Для Виктора Валерьевича Уссурийский цирк занимает не последнее место в жизни, а, может, и первое. Ведь первая запись в трудовой книжке у него цирковая – осветитель, ведущий разработку схем освещения уссурийского цирка, то есть – светорежиссер.

До 1995 года он работал со многими именитыми цирковыми артистами и династиями: Авьерино и Багдасаровыми, Черниевским и Филатовыми, Павленко… Яне Шанниковой, артистке цирка на Цветном ставил световую партитуру для ее дебютного номера.

Вернулся в цирк в 2008 году заместителем директора по комплексу. «Уходил я из нормального живого цирка, работавшего на аншлагах. Вернулся в мертвый холодный склеп», – говорит он. – Я был против политики планомерного уничтожения цирка руководством. И уйти было честнее, чем оставаться».

Позволю себе процитировать его письмо Андрею Тарасенко, тем более, что лучше и не скажешь.

«Я не забыл о цирке (после ухода в 2010 г. – авт.). Вместе с бывшим главным инженером Уссурийского цирка Шабановым (Александр Федорович человек с огромным сердцем, участник Сталинградской битвы) мы написали тонны писем в администрации города, края, «Росгосцирк», полпреду по ДВФО, президенту с просьбами, мольбами, требованиями восстановить цирк. Александр Федорович умер раньше, чем наш цирк. Но цирк тоже умер или уже близок к этому…

В конце этого лета (2016 г. – авт.) руководство «Росгосцирка» приняло решение закрыть Уссурийский цирк. Подлое и глупое решение. Здание возвращается в Росимущество.

И вот теперь объясню, почему пишу Вам. У меня еще есть надежда, вера (крохотная, не крупнее микроба) в то, что цирк в Уссурийске можно спасти, и он нужен не только мне.

Едва возглавив край, Вы высказались о том, что Владивостокский цирк надлежит передать на баланс края. Полностью согласен с Вами. Вы скоро встречаетесь с господином Ивановым, нынешним генеральным директором «Росгосцирка», обсудите с ним судьбу Уссурийского цирка.

Вот уже 11 лет в центре города на людной транспортной развязке стоит брошенная федеральная собственность. Сегодня Уссурийский цирк – это мертвый холодный склеп. Зимой температура внутри здания не поднимается выше уличной, доходя иногда до - 25° C. Еще несколько лет, и здание, стоящее в центре города, начнет рушиться. Прямо на головы горожан.

Инициативная группа, представители администрации города, Думы, депутаты Заксобрания двенадцать лет пытались достучатся до руководства «Росгосцирка». Писали письма, назначали встречи. Просили передать комплекс на баланс города. Под последним обращением с требованием возродить жизнь на уссурийском манеже подписались более 7000 приморцев. Поддержку получили в 11 районах края, а это 460 тысяч жителей. Глава Уссурийска, Николай Рудь, сам не один десяток писем отправил в «Росгосцирк».

Запашный, Калмыков, Халилова, Гаглоев – руководители ФКП «Росгосцирк» – каждый раз обещали начать реконструкцию в следующем году, и каждый раз не находилось средств. И вот сейчас, доведя дело до ручки, руководство РГЦ отказалось от здания.

Андрей Юрьевич, Вы можете его спасти?

Я понимаю, что есть уже конфетка –Владивостокский цирк. И ее хватит. Но это ошибочное мнение. Я говорю Вам это как специалист, который прошел трудовой путь от осветителя до заместителя директора по комплексу Уссурийского цирка.

Во-первых, до Владивостокского цирка из Уссурийска на самом деле 135 километров. Не близкий свет.

Во-вторых, поездка из Уссурийска во Владивостокский цирк занимает не менее 3 часов туда и 3 часов обратно, из-за массы пробок во Владивостоке (представления проходят в выходные, пиковые по нагрузке на дороги города дни). Это тяжелая поездка для родителей с детьми. А уж если ехать, скажем, из Арсеньева то и все 7 часов до Владивостока, а потом столько же обратно. И это очень накладно для семейного бюджета. Моей семье такой культмассовый выход обходится около 10 тысяч рублей (билеты, расходы на топливо, расходы на хотелки детей, куда без них?!). Многие ли семьи могут себе это позволить?

В-третьих, население Уссурийска и ближайших районов (Пограничного, Октябрьского, Михайловского, Хорольского, Ханкайского, Анучинского, городов Арсеньев, Спасск-Дальний, Лесозаводск и пр.) составляет половину населения Владивостока – 460 тысяч человек. То есть цирк востребован уже только по самой массе населения.

В-четвертых, сборы Уссурийского цирка всегда превышали сборы Владивостокского.

В-пятых, рядом многомиллионный Китай, чьи туристы последние годы заполонили Уссурийск, да и другие города Дальнего Востока. Они с удовольствием бы сходили в цирк. Оставив в городе деньги, а в своей памяти и душе хорошие впечатления».

Я хотел бы привести выдержку из письма 2011 года в «Росгосцирк» (одного из нескольких сотен, что он написал во все инстанции за эти годы) ветерана двух войн Шабанова Александра Федоровича, участника Сталинградской битвы, бывшего главного инженера нашего цирка: «...Я точно знаю, что не буду жить вечно. Почти треть своей жизни я посвятил Уссурийскому государственному цирку. Пришел старшим (главным) инженером и работал вплоть до объявления о ликвидации учреждения. Можно сказать, это мое детище. Я его строил, перестраивал, заботился о нем. И вот сейчас, будучи уже на пенсии, проходя мимо, вздрагиваю, и хочу расплакаться… Уже более 6 лет с момента так называемой реорганизации «Росгосцирка» наш цирк не работает. Разморожены системы отопления, водоснабжения, пожаротушения, протекает крыша, автопарк разграблен, а то, что осталось, ржавеет. Если это государственный подход к собственности и культуре, мне стыдно за такое государство и обидно, что те ценности материальные и духовные, которые мы так тщательно охраняли, и за которые сражались на войне, так бездарно уничтожаются нашими потомками....».

Александр Федорович умер 7 января 2016 года, так и не дождавшись возрождения цирка...

Да я понимаю, восстановить цирк – затратно, трудно, но можно.

Когда-то давно, во времена моей журналисткой деятельности (это были 90-е), я оказался на заброшенном комбинате. Делал сюжет для краевого телевидения о масложировом комбинате в Уссурийске, который некогда снабжал растительным маслом, майонезом и мылом всю Россию до Урала, а после перестройки рухнул, как карточный домик… Так вот. Я бродил по заброшенным помещениям комбината и зашел в актовый запыленный зал. Там, на сцене, на заднике висела перекошенная табличка «Кто хочет сделать – ищет средства, кто не хочет – причины».

Я думаю, это истина. Кстати, тот комбинат вновь работает и вновь снабжает своей продукцией Дальний Восток и Сибирь.

Цена вопроса восстановления цирка до функционального состояния – приблизительная: от 100 до 550 млн рублей. Никто не делал конкретных расчетов. Такие цифры ранее были озвучены руководством РГЦ в 2006-2013 гг. Как я уже писал выше, часть средств можно изыскать на территории – спонсорская помощь, средства местного и краевого бюджетов, средства от благотворителей.

Главное, что в мае 2011 года по заказу ФКП «Российская государственная цирковая компания» специалистами ООО НИЦ «Сейсмозащита» было выполнено обследование здания «Уссурийского госцирка» по ул. Чичерина, 107, с целью оценки технического состояния его несущих конструкций и определения возможности дальнейшей безопасной эксплуатации, которое дало положительный ответ о дальнейшей эксплуатации здания.

По результатам обследования выполнены проверочные расчеты, определена несущая способность основных конструкций здания, выполнены обмерочные чертежи и разработаны рекомендации по его реконструкции для дальнейшей безопасной эксплуатации.

Андрей Владимирович, очень прошу Вас, примите меры по спасению учреждения культуры в Уссурийске. Пожалуйста.

Если будет нужна моя помощь в чем-либо, всегда рад».

Меры приняты. Краевые и муниципальные власти не будут восстанавливать цирк.

Постскриптум

Федеральные и краевые чиновники уже который год горестно разводят руками, удивленно поднимают брови, вопрошая: «Как так? Мы им и Мариинку и Эрмитаж возвели во Владивостоке, в ТОР столько средств вложили на перспективу, а они, приморцы, уезжают. Почему?

Действительно почему? Может потому, что нет условий для жизни?

Да, в среднесрочной и долгосрочной перспективе ТОРы – это хорошо. Потом когда-нибудь экономика края поднимется, и мы заживем.

Вот только жить нормально хочется сейчас (заметьте не хорошо, а просто нормально), в эту минуту и здесь. А не потом, в обозримом будущем. Хочется водить детей на кружки сейчас, пока они маленькие, а не показывать заколоченные двери Домов культуры и говорить, как хорошо здесь было раньше. Хочется зарабатывать сейчас столько, чтобы можно было съездить семьей в приморскую Мариинку, Эрмитаж, дельфинарий или цирк. Хочется… Но когда зарплата у главы семейства из Дальнегорска, Арсеньева или Хороля 15-25 тысяч рублей, а все радости жизни в 7-14 часах езды и обходятся они в те же 15-20 тысяч, хотелки умирают. Все кроме одной. Хочется уехать. Уехать туда, где зарплата может быть и такая же, но социальная и культурная инфраструктуры развиты, где все радости семейной жизни в шаговой доступности. Где ты можешь жить…

Господа чиновники, признайтесь, вы не можете обеспечить приморцам сейчас финансово благополучную жизнь. Но может быть вы, тогда хотя бы улучшите ее социально-культурную наполняющую, наконец?

Не будете устраивать шоу с цирком, а просто восстановите цирк?

Роман ВИНОКУРОВ,

Виктор ХУДЯКОВ.

Фото Р. Винокурова.