https://analitica.rea.ru/upload/iblock/2e4/Konsolidirovannye-byudzhety-subektov-RF..jpgПо итогам 2018 года доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ составили 12 392,45 млрд рублей. По сравнению с итогами 2017 года доходы бюджетов субъектов РФ выросли на 11,9% c поправкой на инфляцию. Разбираемся, за счет чего увеличились региональные бюджеты.

НДФЛ и прочие налоги. В структуре доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ доминировали налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций. За счет них формируется 29,5 и 25,1% всех доходов соответственно. По сравнению с 2017 годом поступления НДФЛ увеличились на 12,4%, а налога на прибыль — на 22,8%, что существенно превышает темпы инфляции. За счет трансфертов всех видов (дотации, субсидии, субвенции и др.) из федерального бюджета в 2018 году формировалось 16,8% общей суммы доходов. По сравнению с прошлым годом эти поступления увеличились на 22,4% (на 19% в реальном исчислении).

Значимым источником доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ являются налоги на имущество, на долю которых в общей сумме приходится 11,3% всех поступлений. По сравнению с прошлогодними показателями доходы увеличились на 11,7% (на 8,7% в реальном исчислении). В структуре налогов на имущество преобладают налоги организаций (налог на имущество организаций, транспортный и земельный налоги организаций, налог на игорный бизнес), на долю которых по итогам 2018 года приходится 82,8% общей суммы налогов на имущество, или 9,4% доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ. По сравнению с показателями 2017 года имущественные налоги организаций росли более быстрыми темпами, чем налоги данной группы, уплачиваемые физическими лицами. Первые увеличились на 12,9%; вторые — на 5,9%. Так, поступления земельного налога, уплачиваемого физическими лицами, составили 99,4% прошлогодних значений, а поступление транспортного налога от физических лиц возросло на 3,5%. Наиболее стремительными темпами растут поступления налога на имущество физических лиц. В 2018 году они превысили показатели прошлого года на 9,1 млрд рублей, или на 17,4% (сказывается поэтапный переход на уплату налога, исходя из кадастровой оценки недвижимости для целей налогообложения).

Поступления налогов на совокупный доход по итогам 2018 года превысили прошлогодние показатели на 16,5% (на 13,2% в реальном исчислении). Доля этой группы налогов в структуре доходов субфедеральных бюджетов составляет 4,2%.

Обращает на себя внимание крайне незначительный рост поступлений акцизов (103,4%) по сравнению с прошлогодними показателями. Так, поступления акцизов на пиво, на долю которых приходится 24% всех доходов данной категории налогов, увеличились на 1,2% (98,5% прошлогодних сумм в реальном исчислении). Поступления акцизов на автомобильный бензин увеличились на 6,7% (на 3,9% в реальном исчислении), составив 37% общей суммы акцизов, поступающих в консолидированные бюджеты субъектов РФ. Эти доходы направляются на финансирование дорожных фондов.

Поступления налога на добычу полезных ископаемых по итогам 2018 года сократились на 3%. Однако это не оказало существенного влияния на итоговые значения доходов консолидированных бюджетов, поскольку доля этого налога в структуре доходов невелика (0,5%).

От центра на периферии. Существенным оказался рост поступлений из федерального бюджета. Так, по итогам 2018 года общая сумма федеральных трансфертов увеличилась на 382,2 млрд рублей, или на 22,4% (прирост в прошлом году составил 124,9 млрд рублей, или 7,9%).

Основную роль в структуре федеральных трансфертов бюджетам субъектов РФ играют дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. На их долю приходится более 30% общей суммы безвозмездных поступлений из федерального бюджета. По сравнению с прошлым годом показатели дотаций на финансовое выравнивание увеличились на 30 млрд рублей, или на 4,9% (на 2,1% в реальном исчислении). В то же время дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов увеличились более чем в 5 раз, или на 135,8 млрд рублей. В целом же вся сумма дотаций возросла на 276,5 млрд рублей, или на 36,4%. Обращают на себя внимание сокращение объемов субсидий, предоставленных бюджетам субъектов РФ, на 37,1 млрд рублей, или на 8,8%, и крайне незначительный рост субвенций (на 5,5 млрд рублей, или на 1,7%).

На что тратили регионы. Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ по итогам 2018 года составили 11 882,2 млрд рублей (11,5% ВВП) и увеличились по сравнению с итоговыми показателями 2017 года на 1072,1 млрд рублей, или на 9,9%. В целом по всем субъектам РФ объем финансирования расходов в 2018 году составил 95,4% годовых показателей, утвержденных законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами муниципальных образований о бюджетах.

Основную роль в расходах субфедеральных бюджетов играют расходы на образование, на долю которых приходится 25,4% всех трат. По итогам года эти расходы были профинансированы на 97,4% от утвержденных значений и превысили объем финансирования предшествующего года на 12,1% (на 9,2% в реальном исчислении).

Вторым по значимости разделом расходов бюджетов субъектов РФ являются расходы на национальную экономику (20,8%). По сравнению с 2017 годом они увеличились на 7,9% (на 5% в реальном исчислении). Объем их финансирования по итогам года оказался меньше сумм, утвержденных законами о бюджетах субъектов РФ, на 186,4 млрд рублей, или на 7,1%. Основную роль в структуре расходов на национальную экономику играет дорожное хозяйство (дорожные фонды), на его долю приходится 42,6% всего объема финансирования данного раздела. По итогам года эти расходы были профинансированы на 86,6% годовых назначений и выросли по сравнению с прошлогодними показателями на 105,3 млрд рублей, или на 11,1%.

Расходы на социальную политику в 2018 году составили 20,3% всех трат консолидированных бюджетов субъектов РФ и увеличились по сравнению с 2017 годом на 207,5 млрд рублей, или на 9,4% (на 6,5% в реальном исчислении). При этом бюджетные назначения в целом по всем субъектам РФ были выполнены на 97,6% от утвержденных на год. Основной объем финансирования в рамках данного раздела приходится на социальное обеспечение, которое увеличилось по сравнению с прошлым годом на 5,8% (на 3,1% в реальном исчислении).

Финансирование здравоохранения (без учета расходов территориальных фондов медицинского страхования) составило 8% от общей суммы расходов и увеличилось по сравнению с 2017 годом на 103,5 млрд рублей, или на 12,2%. В 2018 году, наиболее значительно по относительным показателям увеличилось финансирование скорой медицинской помощи (на 67,8%). Однако доля этого подраздела относительно невелика и составляет всего 2,4% всей суммы расходов раздела. Основными подразделами по объемам финансирования являются «Стационарная медицинская помощь» и «Амбулаторная медицинская помощь» (36,1 и 22,4% расходов раздела соответственно), которые увеличились по сравнению с прошлогодними показателями на 12,4 и 27,1%, соответственно.

Стремление к профициту. По итогам 2018 года регионам удалось существенно снизить расходы на обслуживание государственного долга (главным образом за счет ограничения роста долга и его реструктуризации), соответственно, сократилась и их доля в структуре расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ. Так, если в 2017 году доля расходов на обслуживание государственного и муниципального долгов составляла 1,2%, то по итогам 2018 года — только 0,9%. Общий объем этой категории расходов сократился на 22,5 млрд рублей.

Консолидированные бюджеты субъектов РФ по итогам 2018 года исполнены с профицитом в размере 510,3 млрд рублей (при том, что в соответствии с утвержденными бюджетами планировалось отрицательное бюджетное сальдо в размере 586,6 млрд рублей).

Таким образом, в целом по всем субъектам РФ существенный рост доходов (на 1634,29 млрд рублей, или на 15,2%) при менее значительном росте расходов (на 1072,1 млрд рублей, или на 9,9%) привел к тому, что более 30% прироста доходов не были использованы в течение года. Отчасти такой значительный профицит может быть связан с тем, что 22,7% годовой суммы трансфертов всех видов из федерального бюджета субъекты РФ получили в декабре 2018 года.

В то же время ситуация с финансированием расходов и бюджетным профицитом в регионах существенно различалась.

Разница в частном. По итогам 2018 года в 15 субъектах РФ консолидированные бюджеты были исполнены с дефицитом. Наибольшие абсолютные показатели дефицита консолидированного бюджета были в Московской области (31,7 млрд рублей), Хабаровском крае (10,3 млрд рублей) и Сахалинской области (8,5 млрд рублей). Общая же сумма дефицитов всех консолидированных бюджетов субъектов РФ по итогам 2018 года составила 64,9 млрд рублей.

С положительным бюджетным сальдо были исполнены консолидированные бюджеты 70 субъектов РФ. Это, в частности, Москва (61,5 млрд рублей), Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа (45,8 млрд и 41,3 млрд рублей соответственно), Республика Башкортостан (24,6 млрд рублей) и др. Более половины общей суммы профицита консолидированных бюджетов субъектов РФ приходится на 9 субъектов РФ.