фото

Читают «Красную Книгу» природы отдельные граждане, видя в богатствах тайги средство личного обогащения.

Только что Пограничное управление ФСБ России по Приморскому краю распространило пресс-релиз об изъятии сразу двух крупных партий дериватов диких животных, в том числе занесённых в Красную Книгу Российской Федерации.

В селе Кокшаровка Чугуевского района на территории частного домовладения пограничники обнаружили у местного жителя большое количество частей диких животных, которые хранились в морозильных камерах. Сотрудники Пограничного управления насчитали 28 фрагментов костей амурского тигра, 60 лап, 14 частей челюстей и 13 жёлчных пузырей гималайского и бурого медведей. Кроме этого, найдены пакеты с более чем 40 частями животных. В них хранились внутренние органы, рога и шкуры, панты и туша рыси.

Со слов владельца дома, всё найденное в морозильных ларях принадлежит некоему его знакомому, который оставил дериваты на временное хранение за умеренную плату.

Кроме частей животных, обнаружено 22 корня женьшеня, часть которого заготовлена в настойках, и 11 грибов лакированного трутовика. Эти реликтовые растения также занесены в Красные Книги РФ и Приморского края.

Экспертиза, проведённая специалистами Дальневосточного филиала Центра «Амурский тигр», подтвердила, что кости и их фрагменты принадлежат, как минимум, двум особям амурского тигра. Ущерб от убийства редчайших кошек составил 4 миллиона 168 тысяч рублей.

Во втором случае дериваты изъяты у 59-летнего жителя г. Арсеньева. В его доме пограничники обнаружили шкуру белого медведя, занесённого в Красную Книгу РФ, 35 шкур соболя и выдры, различные части тел и внутренние органы диких животных, а также более 12 литров спиртосодержащей жидкости с корнями женьшеня.

Дериваты некоторых растений и животных пользуются большим спросом. Их применяют в медицине (например, в китайской). В погоне за прибылью дельцы часто нарушают закон, ведя варварскую браконьерскую добычу редких и исчезающих видов растений и животных и контрабандой переправляя их через границу. Это наносит непоправимый ущерб биологическому разнообразию многих регионов Земли, в частности, Дальнего Востока России.

Хозяин пояснил, что скупал пушных зверей у местного населения для дальнейшей выделки и перепродажи, а шкуру белого медведя приобрёл много лет назад и использовал для украшения дома, настойку же изготавливал исключительно для собственного употребления.

Однако выяснилось, что несколько лет назад у этого же гражданина правоохранительными органами уже изымались корни женьшеня и 8 (!) шкур амурского тигра, которые он приобретал с целью реализации.

По данным фактам проводятся разбирательства, по окончанию которых будут приняты процессуальные решения.

Амбе приходит амба?

Многие наверняка помнят прекрасную книгу исследователя Дальнего Востока Владимира Клавдиевича Арсеньева «Дерсу Узала» и его главного героя – гольда, в мудрой философии которого было самое важное, что утрачено сегодня многими куда более «просвещёнными» людьми, – УВАЖЕНИЕ К ЖИЗНИ. Обитателей тайги он называл «люди», потому что интуитивно понимал: всё живое имеет право на существование. Такое же, как и человек. Поразительна встреча Дерсу лицом к лицу с грозным хозяином тайги – тигром, которого гольды называли амбой. Не отсюда ли выражение – «амба!», т.е. конец? Встреча с тигром в его владениях, как правило, оказывалась для человека (и не только для него) фатальной. Сейчас всё иначе. Тигр бессилен против вооружённого моторизованного браконьера. И численность его, вопреки бытующему мнению, сокращается…

На прошлогодней научной сессии Дальневосточного отделения РАН кандидат биологических наук, сотрудник Биолого-почвенного института, автор монографии об амурском тигре, которая принесла ему широкую известность в научном мире, Виктор Георгиевич Юдин высказал свою точку зрения. Думается, она окажется интересной не только учёным, но и любителям уникальной природы Приморского края.

– Как известно, тигр и леопард – хищники-миофаги, т.е. питаются только мясом. Никакой иной пищи они не употребляют. Следовательно, их сохранение – это не только надлежащая охрана, но и сбережение всего комплекса животного и растительного мира, главным образом, копытных. Разрушение цепочки «растения – копытные» незамедлительно отражается на поведении и пространственном распределении хищников-миофагов.

Масштабность изменений, произошедших в лесах Приморья и Приамурья, вырубка спелых и перестойных лесов разрушили их продуктивность. Соответственно подорвана база питания потребителей орехов и желудей – кабанов, а также оленей всех видов и медведей. Именно эти звери в первую очередь ощутили разрушительную роль «человеческого фактора».

Ещё в начале 90-х годов сохранялось устойчивое увеличение количества тигра. Однако масштабный учёт, выполненный в 1995/96 годах, отразил уже некоторое снижение его численности.

фото

Результаты учётных работ 2004/05 годов показали примерно ту же численность, что и в 1995/96 годах. К сожалению, материалы данного учёта опубликованы не были.

Мониторингом на контрольных участках выявлена тенденция сокращения копытных и тигров на основных участках.

Данные результаты также не приняты во внимание природоохранными органами. Наоборот. На саммите по тигру в ноябре 2010 года президент России сказал, что к 2020 году численность тигра увеличится в два раза. Конечно, руководитель государства мог не знать реальной ситуации, а информировавшие его «специалисты» сделали весьма опрометчивый вывод.

В Приморье и южной части Хабаровского края в настоящее время, по данным учёных, 523 – 540 амурских тигров. Это 95 процентов всей популяции. Малочисленные группировки его (по 3 – 4 особи) обитают в Еврейской автономной и Амурской областях. Около 15 полосатых кошек живут в провинциях Цзилинь и Хейлунцзян КНР. Амурский тигр занесён в Красную Книгу РФ и включён в Приложение N№1 Конвенции СИТЕС.

Дело в том, что в разрушенных лесных экосистемах Сихотэ-Алиня – основного очага обитания амурского тигра – для него уже нет условий, которые существовали до 90-х годов. Численность «хозяина тайги» не только не увеличивается – она катастрофически падает! Остались отдельные очаги с сохранившейся высокой плотностью тигриного «населения». Это южные районы Приморья, юго-восточная оконечность Сихотэ-Алиня, включая Уссурийский и Лазовский заповедники, национальный парк «Зов тигра» и прилегающие пространства Ольгинского района. Это бассейн реки Бикина, где ещё на обширной территории сохраняются девственные лесонасаждения. Имеется два-три очага в Хабаровском крае. В других районах Приморья и Хабаровского края тигр присутствует лишь как зоологический вид.

Теперь посмотрим, что же осталось на остальном пространстве ареала тигра.

До 70-х годов прошлого столетия леопард и тигр обитали на Пограничном хребте, а леопард жил и на юге Сихотэ-Алиня.

Теперь тигра и леопарда на Пограничном хребте нет. Нет леопарда и на Сихотэ-Алине. На таких обширных территориях, как Чугуевский, Красноармейский, Дальнереченский, Спасский, Михайловский районы, сохраняются единичные особи. А ведь это «сердце» Сихотэ-Алиня, где обитавшие здесь тигры составляли больше половины общего их количества!

Не поддаётся логичному объяснению, почему вид, якобы, на стадии роста численности не заселяет покинутые прежде места обитания? А, как явствует из результатов учётов, в пределах современного ареала леопарду просто «тесно»!

Сихотэ-Алинский заповедник до начала 90-х годов был великолепным резерватом и тигра, и копытных. После активного отлова тигров стальными петлями американскими учёными численность его в заповеднике упала практически до нуля.

Нет объяснений, почему на Пограничном хребте отсутствует тигр, который обязательно должен был проникнуть сюда при росте численности на соседнем участке ареала. Тигры во все времена, независимо от количественной структуры популяции, широко выходили за пределы исторического ареала. Эти походы не отражают количества хищников, они определяются популяционными законами. Выходят в несвойственные районы главным образом самцы. Современный случай захода тигра в низовья Амура вовсе не означает освоения видом новых пространств и расширения площади ареала, как это трактуется. Он там непременно погибнет по естественным причинам.

Непонятно, почему леопард не проникает на Сихотэ-Алинь. Объяснения, что антропогенное изменение ландшафтов сделало невозможным миграцию леопардов на Сихотэ-Алинь, неприемлемы в принципе.

Известно, что в пространственном поведении животные ориентируются на биологические сигнальные поля. Как бы ни преобразовывались места обитания, а звери ходили, ходят и будут ходить по исторически обозначенным сигнальными полями маршрутам. Пример тому – недавняя гибель леопарда под колёсами автомобиля. Он пошёл там, где ходили его предки, а ограждение трассы полутораметровыми бордюрами на значительном протяжении создало препятствие, которое разбило уникальную территорию юго-западного Приморья на два практически изолированных участка. Единственный значок «Осторожно, звери!», возвышающийся над бордюром в начале тоннеля, выглядит, по крайней мере, наивно.

Та же история и с появлением тигров в неожиданных местах. Например, на восточную часть Приханкайской равнины в 90-е годы регулярно выходили тигры. Но постоянного пребывания не отмечалось. Теперь заходы тигров сюда прекратились. Почему? Потому что ещё в 2005 году численность тигра на прилежащих лесных угодьях резко сократилась.

Изменить пространственное поведение животных, исключить их генетическую память препятствиями антропогенного производства невозможно, если сохраняется малейшая возможность их преодоления. В связи с этим, считаю не совсем продуманным строительство дорогостоящего тоннеля в сочетании с бесконечными бордюрами вместо пяти тоннелей под всеми горными перевалами Хасанского района, предлагаемых ранее специалистами.

фото

Непонятно, какими сведениями пользовались сотрудники WWF, заявившие осенью 2014 года о возросшей до 700 особей численности тигра. Такая заявка была сделана весьма опрометчиво накануне масштабного учёта. Весь ход подготовки к проведению учёта был направлен на «достижение» как можно большего числа тигров.

«Земля леопарда» горит под его ногами

Не менее интересны подходы к определению количества леопарда. Относительно стабильная численность хищника при существовавших шести крупных оленеводческих хозяйствах с более чем 40 тысячами оленей (ими питались леопарды) вдруг стала резко увеличиваться после ликвидации оленесовхозов! С 25-32 особей в 2007 году она, согласно учёту 2007 года, якобы возросла вдвое, в 2013 году ещё увеличилась, а по заявлению в октябре 2015 года главы администрации президента РФ Сергея Иванова, леопардов стало 70!

Одновременно в пределах ареала леопарда, по данным учёта 2013 года, якобы, втрое увеличилась численность тигра.

Два пишем – один в уме?

Чехарда с количеством тигра и леопарда возникла, очевидно, по причине нарушения методики учёта и подбора учётчиков.

В прежние годы охотники-промысловики включались в состав группы учётчиков. Они в сезон охоты проводили наблюдения и заносили сведения в дневники учёта. По окончании охоты проходили по конкретным маршрутам, уточняя присутствие тигра и наличие копытных. Таким образом, проводилось комплексное обследование всей территории ареала тигра в течение зимнего периода.

Полученные в результате столь кропотливой работы материалы рабочая группа специалистов тщательно обсуждала и сравнивала сведения по каждому маршруту. Сопоставлялись данные по смежным учётным участкам и, если требовалось, проводились дополнительные проходы маршрутов. Маршруты были постоянными. Это давало возможность выявлять территориальное перераспределение животных и понять вызвавшие их причины. Получалась цельная картина состояния экосистем в пределах ареала тигра.

Аналогичные полевые работы проводились в ареале леопарда. Однако, начиная с 2013 года, была нарушена сложившаяся система маршрутов, методика учёта и обсуждение результатов. «Медвежью» услугу оказал переход на новую методику – зимний маршрутный учёт – по таким «штучным» видам, как леопард и тигр. Видимо, в этом и кроется скачок – троекратное, будто бы, увеличение численности леопарда и тигра.

Создаётся впечатление, что появилась необходимость увеличивать численность тигра и леопарда в арифметической прогрессии! Кого и для чего вводят в заблуждение?

Не отсюда ли – и рекомендации по регулированию численности тигра? Считаю их абсолютно преждевременными!

Виктор Георгиевич Юдин сделал скрупулёзный научный анализ ситуации с тиграми и леопардами. Не может не настораживать тенденция, полагаем, неоправданного завышения их численности. Нет ли намерений под шумок о «регулировании численности» открыть в Приморской тайге охоту на редких кошек для иностранцев и вип-персон?

На снимках:

Изъятые дериваты.

Властелин Приморской тайги

Жена и соратница Виктора Юдина – Елена Васильевна Юдина

(фото Виктора Юдина)

Супруги Юдины – подвижники науки в Гайворонском зоостационаре, где они уже более 40 лет изучают крупнейших хищников Приморской тайги – амурских тигров и других диких животных. Ими написаны книги о тигре, волке, медведе, рыси.

Подготовила Ольга Купчинская.

фото