Впервые в России  катамаран на солнечных батареях проследует 5000 километров по крупным судоходным рекам Волга и Ока.
Экспедиция стартовала 19 мая 2018 года в Санкт-Петербурге, проследует через Москву и в августе завершится в Астрахани.  Катамаран совершит остановки в более чем 50 населенных пунктах 20 регионов страны.
Следить за новостями экспедиции можно на страницах сайта ecovolna.ru.
11 мая 2018 года на центральном спуске стрелки Васильевского острова в Санкт-Петербурге  организационный комитет экспедиции «Эковолна» представил журналистам готовое к походу судно с солнечными панелями.
В презентации принимали участие:
вице-президент ФГБУ «Российская академия образования» В.В. Лаптев;
директор АНО «Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований», президент оргкомитета международного конкурса «Солнечная регата» Е.В. Казанов; профессор, президент Берлин-Бранденбургской ассоциации солнечных лодок (Германия), один из пионеров солнечных лодок в мире Хартмут Гинноу Меркерт; советник по вопросам транспорта вице-губернатора Ленинградской области Присяжнюк М.С.
Представители СМИ совершили прогулку на уникальном катамаране, пообщались с идейными вдохновителями экспедиции, организаторами и экипажем и узнали об использовании альтернативных источников энергии в России и мире.
Катамаран начали строить в августе 2017 года в Санкт-Петербурге на местной верфи. Все, кроме электродвигателей, создано из отечественных комплектующих. Последний момент — российская разработка – подчеркивается, так как экспедиция организована  в рамках проекта «Инженерные конкурсы и соревнования» дорожной карты «Маринет»  Национальной технологической инициативы. Разработка судна велась консорциумом проектировшиков. Принимали участие студенты, аспиранты и сотрудники различных ВУЗов: Калининградский университет, Санкт-Петербургский политехнический университет, Морской государственный университет им. Невельского (г.Владивосток).
Стоимость проектирования и постройки катамарана составила 12 миллионов рублей, из них 8 миллионов – это поддержка государства по линии «Национальной технологической инициативы» и около 4 миллионов – это вложения  спонсоров.  В экспедиции катамаран пройдет самостоятельно от Балтийского до Каспийского моря. Это пилотный образец судна. По итогам экспедиции разработчики будут осуществлять дальнейшее развитие проекта.  
Катамаран предназначен для длительных походов по рекам и озерам. Для этого на судне обеспечены все условия для комфортного проживания экипажа. В корпусах катамарана размещены 8 спальных мест, камбуз, холодильник, два санузла. Все бытовые нужды обеспечиваются за счет солнечной энергии, которая преобразуется в электрическую при помощи солнечных панелей общей площадью 57 квадратных метров.
Установленные на катамаране батареи литиевых аккумуляторов позволяют судну идти на полном ходу при отключенных солнечных панелях в течении 8 часов. Скорость полного хода составляет 13 км в час. При скорости хода 5 км в час электродвигатели потребляют от аккумуляторной батареи 500 ватт мощности. Это при движении в условиях сумерек или большой облачности.   При работе в  режиме потребления мощности в один киловатт  запаса батарей хватит на 70 часов хода. Крейсерская скорость катамарана составляет 10 км в час при потреблении 3 киловатт электрической мощности. На судне установлены два электродвигателя мощностью 4 киловатта каждый. Есть три электросети: сеть с напряжением 48 вольт, при помощи которой электроэнергия солнечных панелей через преобразователи поступает в аккумуляторы. Из аккумуляторов электроэнергия  через преобразователи распределяется по двум другим сетям. Сеть с напряжением 220 вольт для электропитания водогрея, электрочайников, микроволновой печи, бытовых приборов, отопителей.  И сеть с напряжением 12 вольт для электропитания навигационной и радиоаппаратуры.
Емкость литиевых аккумуляторов составляет 70 киловатт-часов. Количество зарядов-разрядов аккумуляторов составляет 8000 циклов, что должно обеспечить их эксплуатацию в течении пяти лет. При необходимости аккумуляторы могут быть заряжены от береговой сети переменного тока напряжением 220 вольт.
Длина  судна составляет 11.5 метров. Ширина судна – 6 метров. Безопасность плавания обеспечивается отсеками непотопляемости, встроенными в корпуса судна. Так же экипаж судна обеспечен спасательными жилетами  и надувной спасательной лодкой.
 На борту катамарана установлен подвесной бензиновый двигатель, запломбированный до возникновения экстренной ситуации. Судно зарегистрировано в Государственной инспекции маломерных судов и имеет разрешение на плавание в открытых водоемах с удалением от берега до 7 километров и допустимой высотой волны в 120 см.
Катамаран движется бесшумно, не оставляя за собой следов масла и топлива.
Электронику разрабатывала компания «МикроАРТ», московский производитель оборудования для солнечных электростанций. Аккумуляторы разработаны и произведены на новосибирском заводе компании ООО «Лиотех», которая является проектной компанией ОАО «РОСНАНО». Элементы для солнечных панелей разработаны в Санкт-Петербурге, в Физико-Техническом институте им. А.Ф. Иоффе. Непосредственно изготовление солнечных панелей осуществила компания «Хевел», город Чебоксары.  
Участники экспедиции в партнерстве с географическим факультетом МГУ имени М.В. Ломоносова  проведут исследования водной экосистемы. Поскольку судно работает на солнечных батареях, ученые смогут собрать чистые пробы воды, не искаженные “топливным следом”, который оставляют обычные суда. По результатам проб планируется построить экологическую карту рек, по которым пролегает маршрут катамарана.
В экспедиции с самого начала участвует команда из МГИМО. Студенты будут брать пробы воды по всему маршруту от Санкт-Петербурга до Астрахани. В МГИМО есть географический факультет со специализацией «Природопользование». «Эковолна» сотрудничает с Институтом природопользования и с Политехническим университетом из Санкт-Петербурга, который проводит исследования энергетического характера – замеры количества солнечной энергии по всему маршруту. С помощью методики компании «Яхтенные сезоны» исследуется портовая речная инфраструктура,  оценка причалов, пристаней  по пути следования маршрута. Выясняется, сколько причалов по пути обеспечены электроэнергией, где можно зарядить аккумуляторы от береговой электроросети.
В 40-ка городах по пути следования желающие смогут осмотреть  судно, узнать о возможностях и перспективах экологически чистых источников энергии на водном транспорте.
Катамаран строился в Санкт-Петербурге в яхт-клубе «Балтиец».
У вышеупомянутого консорциума проектировщиков есть строительные мощности и в Нижнем Новгороде, и в Приморском крае (завод «Звезда»). В 2017 году построен причал в Старой Ладоге, столице древней Руси, где экспедиция сделает остановку. Катамаран пройдет через Шлиссельбург, крепость Орешек, там тоже планируется строительство причала (сейчас улаживаются вопросы с ЮНЕСКО), Великий Новгород, Кириши, там тоже будет строиться причал.
При заходе в Великий Новгород экспедиция соединится с большим мероприятием «Солнечная регата», на котором соберутся 32 команды из различных уголков России со своими лодками, использующими в качестве основного источника энергии солнечные панели,  и пройдет большой парад «солнечных» судов.
Специально для «АрсВест»
Гавриил Павлов,
г. Санкт-Петербург.