Минвостокразвития повторно внесло в правительство госпрограмму развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Документ предлагается в пяти вариантах. Базовый срезает финансирование почти на треть — до 11 трлн рублей. А один из сценариев вообще не предусматривает дополнительного финансирования. Первый вариант программы был рассчитан на масштабные госинвестиции без критериев эффективности расходов, сетуют юристы. Но базовый документ лишь возвращает регион к докризисным темпам роста, добавляют экономисты.
21 марта правительство рассмотрит госпрограмму «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года», сообщил глава Минвостокразвития Виктор Ишаев на заседании коллегии министерства во вторник в Хабаровске.
Ведомство подготовило пять вариантов госпрограммы и внесло документы в правительство. «Мы вносили программу раз, два, три раза, есть замечания, есть несогласования. Почему? Потому что мы находимся посередине — Минэнерго, Минтранс хотят, чтобы мы внесли больше их проектов. А здесь (в правительстве. – «Газета.Ru») говорят, что денег таких не будет», — сказал Ишаев.
В четверг у первого вице-премьера Игоря Шувалова состоится совещание по проектам госпрограммы.
Все пять вариантов программы имеют научное обоснование, утверждает Ишаев. «Мы должны задать вектор развития. Выбор варианта программы — за руководством страны», — уточнил министр.
О параметрах четырех из пяти вариантов госпрограммы рассказал замминистра Иван Благодырь. Первый вносился в правительство в январе, был раскритикован на совещании у Шувалова и отправлен на доработку. Этот вариант предусматривает инвестиции в размере 16 трлн рублей, в том числе из федерального бюджета — 5,7 трлн рублей.
Основным министерство теперь считает второй вариант госпрограммы. Это 11 трлн рублей общих вложений, в том числе 3,8 трлн рублей из федерального бюджета, а 300 млрд рублей — средства консолидированных бюджетов регионов. 6,8 трлн рублей — внебюджетные источники.
Большую часть средств федерального бюджета (88%) предполагается направить на развитие инфраструктуры, в том числе транспортной (49% от всех затрат федерального бюджета), энергетической (19%), социальной (13%), коммунальной и на обеспечение экологической безопасности (7%).
В рамках основного варианта предполагаются 23 крупных инвестпроекта, которые обеспечат более трети прироста валового регионального продукта в макрорегионе. Благодырь отметил, что реализация этого варианта даст к 2025 году рост ВРП по отношению к 2011 году в 2,2 раза. Доля Дальневосточного макрорегиона в структуре ВВП России должна вырасти с 8,6% в 2011 году до 8,8% в 2025 году. Доля обрабатывающих производств в структуре ВРП за этот период увеличится с 8,1 до 8,3%, доля макрорегиона в доходах консолидированного бюджета — с 3,7 до 4%.
Расчеты авторов этого варианта госпрограммы показывают, что в период до 2025 года реализация инвестпроектов принесет в бюджет около 4,9 трлн рублей. Численность жителей макрорегиона вырастет с 10,8 млн до 11,9 млн человек. Уровень зарплаты по отношению к среднероссийскому должен быть выше на 25%.
Третий вариант госпрограммы предусматривает минимальное финансирование и позволяет достичь только среднероссийских темпов развития. Для этого, по расчетам министерства, достаточно выделить из федерального бюджета всего 2,2 трлн рублей, а общий объем инвестиций составит 4,5 трлн рублей.
Четвертый вариант предусматривает реализацию только двух федеральных целевых программ развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года (с учетом продления до 2025 года), а также программу развития Курильских островов на 2007--2015 годы. Предполагаемый объем финансирования — 1 трлн рублей, из которых 586 млрд рублей — из федерального бюджета.
«Пятый вариант — это когда денег совсем не будет», — резюмировал Ишаев.
«Идеология госпрограммы ясна и понятна — создать условия для ускоренного развития Дальнего Востока, модель «догоняющего развития» нас не устраивает, нам нужна модель «опережающего развития», — говорил Ишаев, представляя правительству новую программу.
Рост ВРП к 2025 году по отношению к 2011 году в 2,2 раза, действительно, — амбициозная задача, согласен ведущий экономист банка ING Дмитрий Полевой. «Для того чтобы выйти на такой показатель роста в реальном выражении, экономика Дальневосточного региона должна расти на 5,8% ежегодно. По прогнозу Минэкономразвития, рост ВВП России в 2021--2025 годах даже по трудно реализуемому инновационному сценарию не превысит 4,4%», — уточняет Полевой.
Но опережающей эту модель развития можно назвать с трудом — это выход на докризисный уровень. В 2007 году ВРП Дальневосточного региона составлял 5,6%, отмечает Полевой.
Партнер Grand Thornton в России Игорь Пикан сетует на то, что «доработка программы фактически отражает существующее положение дел сегодня, когда вливание государственных средств продолжается, но эффективного их использования не предполагается, косвенно на это указывают запланированные показатели, например, увеличение доли макрорегиона в структуре ВВП».
Кроме того, госпрограмма подразумевает масштабные инфраструктурные проекты, в которых традиционно велика коррупционная составляющая: это также ставит под сомнение возможность реализации госпрограммы в указанные сроки, сетует юрист.