фото

Весной прошлого года Алексей Марков, житель города Никольское Ленинградской области, получил в районной налоговой инспекции свидетельство о регистрации фермерского хозяйства. На следующий день он подал в районную администрацию заявление о предоставлении земли для осуществления фермерской деятельности. Земельный участок в водоохранной зоне реки Тосна никому не принадлежал и не был обработан.

Заметим, что имеет значение последовательность действий: первый шаг — государственная регистрация фермерского хозяйства, и только затем — заявление о предоставлении земельного участка. Порядок имеет значение, потому что зарегистрированному фермеру обязаны предоставить выбранный им участок бесплатно, а просто «физическое лицо», которое не фермер, покупает землю на аукционе, причем без какой-либо гарантии, кроме, разумеется, коррупционной, что он приобретет нужный участок.

Так было не всегда. Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве в конце 2013 года был изменен. В последней редакции глава 4 называется так: «ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ И ПРИОБРЕТАЕМЫЕ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕРМЕРСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

В предыдущей редакции закона Глава 4 выглядела по другому:

«ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ И ПРИОБРЕТАЕМЫЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ.

Разница между этими фразами всего в одно слово — в новой редакции нет слова «создание». То есть начиная с 2014 года землю не предоставляют для создания хозяйства, хозяйство уже должно быть создано, и только тогда можно хлопотать о предоставлении земли для этого хозяйства.

Как получить землю

Может быть это не так плохо, если бы получить землю было так же просто, как зарегистрироваться фермером!

Процедура оформления организаций любой формы в налоговом ведомстве отработана — сдавай документы, плати пошлину и тебя быстро поставят на налоговый учет как юридическое лицо. Даже, если у тебя еще нет собственно этого хозяйства, потому что нет земли.

Но наверное и землю получить также легко, ведь государство заинтересовано в налогоплательщиках? Да, конечно, в налогоплательщиках заинтересовано, а в существовании независимых хозяев — не заинтересовано. Прикол в том, что став по документам фермером, Алексей не получил до сих пор и клочка земли для того, чтобы приступить к хозяйствованию. Но как фермер уже обязан платить налоги, пусть доходов нет, это твое личное дело — образовал хозяйство на свой страх и риск — плати, соблюдай закон.

Но почему до сих пор нет у Маркова земли? Что ответили власти на его апрельское заявление от 2014 года?

Идею с землей одобрила земельная комиссия 19.06.2014, разрешив оформление земельного участка (единогласно). 10.07.2014 Марков передал три экземпляра кадастровой схемы, которую оформил за свой счет (должна быть оформлена за счет администрации поселения), в соответствующий отдел администрации Никольского городского поселения.

17 июля своей подписью кадастровую схему согласовал глава администрации Никольского, который 22.08.2014 лично (хотя и устно, но есть аудиозапись) благословил фермера примерно такими словами: «Если кто-то придет, скажет — чего ты мужик тут копаешь и так далее, ты ему, как законопослушный скажешь, что в администрации все знают, идите к Шикалову. Этот человек приходит ко мне и я ему, естественно, говорю: Да, земельная комиссия была, Шикалов в курсе, Шикалов не против в районе знают. Мы же с самого начала разговаривали и это дело богоугодное, я двумя руками, как патриот своей родины, надо восстанавливать то, что порушено, я сказал, что это имеет право на жизнь. Поэтому здесь бумажки как правило ходят долго, и чтобы не ждать эти бумажки....».

От Маркова категорически потребовали подробный бизнес-план. На письменный запрос, где такой закон, по которому в Тосненском районе Ленинградской области он должен предоставлять бизнес-план, в котором могут быть в том числе и бизнес-секреты, ему ответила хитрая заместитель главы Тосненской администрации И.В. Смирнова:

«Обращаем ваше внимание, что в соответствии Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» заявитель обосновывает размеры предоставляемых земельных участков.

Бизнес-план развития фермерского хозяйства, содержащий сведения о планируемой деятельности, может быть одной из форм обоснования размеров предоставляемых земельных участков».

Вместо бизнес-плана Марков предоставил пояснительную записку о защите природы.

Фермер-захватчик

Уже утвердили схему расположения участка на кадастровой карте. Это случилось через полгода после того, как Марков приступил к проекту, назовем его скромно: «Получение земли для фермерской деятельности». Осталось поставить земельный участок на кадастровый учет.

Но ровно через два месяца утверждение схемы на кадастровой карте похерили и постановление земельной комиссии от 19.06.2014 отменили. Причем прошение в район об отмене решения земельной комиссии послал тот самый Шикалов, глава администрации Никольского городского поселения, который патриот и стоит горой за богоугодное дело по восстановлению родной природы.

Вот как развитие событий видится из районной администрации.

«В соответствии с Вашими обращениями был выбран земельный участок ориентировочной площадью 74000 кв. метров, расположенный по адресу: Ленинградская область, ....., для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

Постановлением администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 23.09.2014 №2136-па утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, расположенного по адресу: Ленинградская область, ......, являющаяся основанием для выполнения кадастрового учета, а в дальнейшем предоставлении заинтересованному лицу.

Однако, в октябре 2014 года, не имея надлежаще оформленных документов. Вы самовольно заняли земельный участок, частично огородив его, сняв плодородный слой, выкопав котлован, что подтверждается актом визуального осмотра земельного участка от 22.10.2014 (с материалами фотосъемки).

Проведенные Вами несанкционированные работы на земельном участке исключают дальнейшую возможность формирования земельного участка в предложенных границах для целей организации крестьянского (фермерского) хозяйства по семеноводству декоративных культур, в связи с чем администрация муниципального образования Тосненский район признала утратившим силу постановление администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 23.09.2014 № 2136-па «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, расположенного по адресу: Ленинградская область, ...... (постановление муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 21.11.2014 №2893-па).

До устранения нарушений по использованию земельного участка вопрос о его предоставлении не может быть рассмотрен.

Глава администрации Тосненского района В.П. Дернов».

Сам Марков пояснил, что после того, как он уверился в как бы серьезности намерений власти, поговорив с главой администрации Никольского городского поселения, получил от него поддержку, хотя и на словах, но вполне определенную, он приступил к освоению земельного участка. Фермер не мог больше ждать, пока все свои решения (какие еще нужны решения?) бюрократы доволокут до самого главного — разрешить на земле работать.

Он начал закладывать питомник. Скосил траву, посадил семенами около четырех километров гряд деревьев и кустов, огородил участок примитивным забором, который исключал доступ скота «во избежание потравы и затаптывания посаженного семенного материала». Была вычищена мелиоративная канава, сделан пруд.

На страже Родины

Вот тут-то он и попался! Эти работы были квалифицированы как самозахват и муниципальные специалисты приступили к любимой работе — защите народного достояния от народа. Земля не для людей, она народная, и частнику ее не отдадим.

Закон не для частника, он для народа, еще Ельцин передавая власть Путину говорил «Берегите Россию». Они и берегут — российская земля для народа, а не для таких как Марков.

А кто такой этот Марков? Какие еще у него прегрешения перед Россией, кроме того, что захотел и приступил к освоению никому не нужного пустыря на окраине провинциального города Никольское? Есть, оказывается, еще кое-что. Докладываем.

22 июля Марков зарегистрировался кандидатом в депутаты на местных муниципальных выборах (14.09.2014) от политической партии Справедливая Россия. Уточняем — не от Единой России, а от Справедливой России, что не одно и то же. С этого момента и начался саботаж, а документы были положены под сукно.

Есть еще кое-какие мелкие грешки. С самого начала еще не был зарегистрированным фермером, а уже требовал от администраций всяких справок, пояснений, объяснений. А сейчас, можно сказать вошел во вкус и работает во всю с прокурорами, как местными, так и самыми верхними, жалуясь на волокиту и беззаконые. Ну как такому давать землю?

Есть еще один аспект проблемы. Марков не интересен местным чиновникам, с него они ничего не поимеют ни в настоящем ни в будущем.

Особенности региональной коррупции

Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич рассказала в одном из интервью об особенностях региональной коррупции в России: «Региональная специфика в том, что в еще большей степени, чем на федеральном уровне, проявляется срастание властей региональных и мэров городов с бизнесом на уровне региональном и муниципальном».

«Власть в российских регионах не просто берет коррупционную ренту. Это уже в прошлом – то, что мы называем «административной рентой». Сейчас – это уже доля власти в бизнесе, и это называется уже «административное предпринимательство», то есть, конкретный человек в структурах, возглавляющий какие-то региональные департаменты, министерства, мэр, его замы – просто участвуют в бизнесе тех компаний, которые работают на региональном или на муниципальном уровне» – описывает ситуацию эксперт.

Исследователь российских регионов поясняет, что речь идет не о легальном членстве представителей власти в советах директоров, а о нелегальном, но зачастую явном и иногда очень активном их участии в работе конкретной компании, и получении прибыли от этой работы.

Наталья Зубаревич полагает, что правоохранительные органы в России на региональном уровне тесно связаны с бизнесом: «То, что в регионах силовые структуры, ФСБ, прокуратура, полиция, все они интенсивно вовлечены в бизнес – это абсолютно однозначно. Уровень при этом разный – кто-то «в доле», кто-то просто получает мзду, кто-то отнимает бизнес и участвует в играх по переделу”.

«В федеральных структурах это проявляется не так явно, а в регионах это все проще, грубее и наглее» – говорит Наталья Зубаревич.

А вот мнение профессора Высшей школы экономики в Москве, члена правления «Трансперенси Интернешнл – Россия» Юлия Нисневича: .«В России ситуация с законодательством такова, что пользуются жесткими законами конкретные чиновники, и есть целый ряд актов законодательства, в которых заложена «коррупциогенность», так как они дают возможность чиновникам принимать решения по своему усмотрению. Кроме того, вообще, чем больше регулирования со стороны государства, тем больше вероятность возникновения коррупции»

У чиновников в Никольском Тосненского района Ленинградской области, принимающих решения по своему усмотрению, считаем, на сегодняшний день установка — фермеру Маркову землю не давать.

Татьяна РОМАНЕНКО, Ленинградская область.