Депутаты начали обсуждение предложенных принципов утилизации авто. Если будет выбран первый проект, страна пойдет по пути России. Во втором случае, нужно будет перенимать опыт европейских государств. На повестке дня два варианта. Предлагается собирать средства от уплаты утилизационного сбора в государственную казну или создать частного регулятора, который станет взимать средства и утилизировать автомобили. По мнению Жанар Айтжановой, остановиться необходимо именно на второй модели. В таком случае, не будет никаких претензий со стороны представителей ВТО. Переговоры с Международной торговой организацией находятся на завершающем этапе и в правительстве не хотят никаких проблем с подписанием соглашения.

Вполне возможно, Казахстан остановится на европейской модели. В условиях сложной экономической ситуации, россияне все чаще начали искать авто в Комсомольске-на-Амуре или любом другом городе РФ через Интернет. Утилизационный сбор только усугубил проблему покупки и содержания дешевого авто. В среднем, цены на авторынке выросли на 500-1000 долларов. Из-за жалоб иностранных автопроизводителей, и казахстанских в том числе, направленных руководству ВТО, пострадал имидж России.

Но в любом случае, утилизационный сбор в Казахстане введут. На балансе предприятий и населения страны имеется 3,5 млн. легковых автомобилей. Возраст 57,14 процента из них, превышает 18 лет. К концу 2018-го года таких машин будет примерно 71,5 процента. Утилизировать такое большое количество автотранспортных средств без введения сбора, будет крайне сложно. Тем более, что длительная эксплуатация этих авто будет вряд ли возможна. Уже в момент пересечения государственной границы они относились к категории б/у. Не выгодно их и ремонтировать. Чтобы в стране не появились гигантские автосвалки, гражданам придется платить за их переработку.