фото

У России был шанс начать производство автомобилей, которые могли бы изменить лицо нашего автопрома. Но мы их потеряли. Разговор пойдет лишь о тех моделях, которые «вот-вот» должны были пойти в производство. Или даже пошли, но были очень быстро сняты с конвейера.

«Проект С»

Больше всего надежд было на АвтоВАЗ... Волжский автогигант много лет подряд «кормил» нас обещаниями, что буквально в следующем году (ну максимум через пару лет) начнется производство новой модели, которая выведет весь автопром на новый уровень развития.

Впервые об этом автомобиле заговорили еще в начале века — тогдашний руководитель АвтоВАЗа Владимир Каданников хотел делать машину класса «D», которая стала бы настоящим флагманом отечественного автопрома и получила индекс ВАЗ-3116. Однако после того, как Каданникова сместили с поста, а у руля АвтоВАЗа встали так называемые «москвичи» (так называли выходцев из столицы, которые возглавили завод), акценты было решено немного изменить.

Так и появился автомобиль под названием «Силуэт» (внутризаводской индекс 2116) — впервые его показали на автосалоне в Москве в 2004 году. Потом тольяттинцы постоянно демонстрировали новые версии этой модели, которая стала называться «Проект С». Концепт последнего под названием C-Cross представили в 2008 году — тогда уверяли, что кроссовер обязательно появится в продаже в 2012 году и будет стоить 450 тысяч рублей.

Проект и вправду был очень перспективным. Вазовские инженеры делали машину, которая была бы не хуже иномарок. Да и с технической точки зрения «Проект С» был весьма интересным: задняя многорычажная подвеска, новые двигатели объемом 1,6, 1,8 л и 2,0 л (предполагались даже дизели), полный привод, автоматическая коробка передач. Да тут экономический кризис нагрянул... В общем, в сентябре 2009 года было официально объявлено, что «Проекта С» больше не будет. Так мы потеряли эту модель.

«Волга»

В 1999 году в Нижнем Новгороде показали модель под названием ГАЗ-3111. Вот это дизайн! Вот это смелость! Сенсация! Причем речь шла не о концепте, а о серийной модели. Однако в 1998 году обвалился курс рубля, в стране бушевал экономический кризис, а у народа попросту не было денег. Последние ГАЗ-3111 были выпущены в 2004 году... Однако на этом жизнь «Волги» не окончилась. В 2007 году на автосалоне в Москве была показана модель Siber, а в середине 2008 года было торжественно объявлено о начале серийного производства автомобиля под названием Volga Siber.

Правда по сути, это был лишь немного модернизированный Chrysler Sebring. Причем уже снятый в США с производства.

Планы на Volga Siber у ГАЗа были наполеоновскими — в год хотели продавать чуть ли не по 100 тысяч автомобилей. На деле же история закончилась очень грустно — в конце 2010 года сборку машин прекратили. Причем ГАЗ «убил» бы Siber и раньше, но надо же было куда-то девать огромное число машинокомплектов, которые были закуплены у Chrysler. Так мы потеряли «Волгу».

«Мишка»

1997 год. На автосалоне в Москве демонстрируется автомобиль под забавным названием Мишка (его создавали силами компании «Автосельхозмаш-холдинг»). Мишка должен был стать самым дешевым автомобилем во всех странах бывшего СССР, а о желании организовать его производство заявляли многие фирмы не только в России (например, говорили, что сборка «Мишки» совсем скоро будет налажена на белорусском БелАЗе). Мало того, интерес к машине проявили и американцы — специально для них автомобиль обещали переименовать в Michael.

Хотели делать не только трехдверный хэтчбек, но и универсал, пикап, фургон, гибрид, автомобили для инвалидов. Общее количество модификаций и версий достигало 145 вариантов! Благо, конструкция позволяла делать любые версии: «Мишка» представлял собой пространственную раму (грубо говоря, каркас из стальных труб), на которую навешивались пластиковые панели.

Этим проектом даже заинтересовался чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов! Но... Нужен ли нам сейчас «Мишка», который был придуман уже 16 лет назад?

«Комбат» и «Атаман»

Сотрудники Горьковского автозавода еще в середине 90-х годов поняли, что нашему рынку требуются свои собственные внедорожники — одной «Нивы» нам было мало. В 1996 году был показан автомобиль под названием «ГАЗ-2308 Атаман», который представлял собой этакий русский ответ американским пикапам — «Атаман» был не легковым кроссовером, а небольшим грузовичком, который мог перевозить по 800-1000 кг.

Впрочем, рамным грузовичком ГАЗ-2308 стал скорее от безысходности: заводу требовалось загрузить простаивавший грузовой конвейер работой, поэтому «Атаман» создавался как гибрид «Волги» и «Газона» ГАЗ-3307 — от последнего пикап получил, например, кабину. Затем появился автомобиль «Атаман-Ермак», который позиционировался уже как внедорожник.

Ну а в 1999 году как гром среди ясного неба — ГАЗ-3106 «Атаман 2», который поразил всех необычным дизайном передней части. Казалось бы, надо уже на чем-то остановиться и начать выпуск машины. Но нет — в 2000 году на автосалоне в Москве ГАЗ показывает совершенно новую разработку под названием «ГАЗ 2169 Комбат». Цифры 69 в индексе тут использованы не просто так — по словам газовцев, новая машина должна стать идеологическим наследником знаменитого 69-го ГАЗа.

ГАЗ еще несколько раз попытался вернуться к теме внедорожников в 2003-2005 годах, показывая новые версии модели 3106 «Атаман 2». Но после этого мы потеряли внедорожник от ГАЗа.

«Новая классика»

А знаете ли вы, что АвтоВАЗ мог бы по-прежнему выпускать заднеприводные автомобили? Однако речь идет не о надоевших всем «пятерках» и «семерках» — в начале этого века в Тольятти всерьез хотели начать производство «новой классики»! И на автосалоне в Москве в 2002 году был даже показан такой автомобиль, который получил название ВАЗ-2151 Classic.

Изначально предполагалось сделать из «новой классики» автомобиль в модном в то время «ретро-стиле». Мало того, даже имя ей полагалось особое — «Стрежень»! Однако руководство АвтоВАЗа решило не рисковать, и концепт получился не таким смелым, как изначально хотели вазовские дизайнеры.

ВАЗ-2151 Classic должен был к 2006 году полностью сменить старую «классику», а объемы производства модели составляли бы 220 тыс. штук. Назывались и ориентировочные цены — не более 4000 долларов! Но, видимо, стало ясно, что серийная машина окажется заметно дороже, ведь ВАЗ-2151 Classic была не просто старой «копейкой» с новым кузовом. В конструкцию этой модели хотели внести много изменений. Например, передняя подвеска должна была быть не «двухрычажной» (с постоянно вылетающими «шаровыми»), а уже McPherson. Кроме того, хотели поставить усилитель руля, говорили и о возможной подушке безопасности. Да и сам автомобиль был бы гораздо просторнее старых «Жигулей». Но все эти модернизации делали ВАЗ-2151 Classic все дороже и дороже.

В 2002 году тольяттинцы с энтузиазмом рассказывали о перспективе «новой классики». В 2003 году разговоров об этой модели было заметно меньше, а в 2004 году стало ясно, что проект затух — АвтоВАЗ все силы бросил на запуск «Калины» (ее со скрипом начали делать как раз в 2004-м). Так мы и потеряли «новую классику».