фото

В последнее время в прессе и среди экспертов идет непрекращающаяся дискуссия о том, что ждет российский авторынок в 2014 году. Так, Карлос Гон, президент и генеральный директор компаний Renault Nissan, фактический глава альянса Renault-Nissan, считает, что рост продаж начнется уже в следующем году.

В качестве аргументов он приводит тот факт, что уровень автомобилизации в России пока крайне низок. По его словам, в нашей стране сегодня меньше 300 автомобилей на 1000 человек. К слову, средний показатель по Европе — 500 автомобилей. В Португалии, к примеру, 500 машин на 1000 человек, а в Испании и Италии — более 500 на 1000 человек.

Управляющий директор «Хендэ мотор СНГ» Денис Петрунин, подтвердил мне, что также предполагает рост рынка в 2014 году в пределах 3-5%. По его мнению, этому будет способствовать увеличение количества иностранных автомобилей, произведенных в России, госпрограммы субсидированного кредитования, а также ожидаемая госпрограмма утилизации.

Хотелось бы отметить, что продажи автомобилей, как дорогостоящего товара длительного срока пользования, очень чувствительны к любым колебаниям в экономике. В первую очередь это касается массового и среднего сегментов рынка, тех сегментов, которые генерируют основной объем продаж.

По факту в России происходит следующее. Большинство мировых агентств прогнозирует как минимум замедление роста, как максимум – падении экономических показателей. Так, рейтинговое агентство Fitch снизило прогноз роста мирового ВВП на 2013-2014 годы, в этом году мировая экономика вырастет на 2,3% против ожидавшихся 2,4%, в 2014 году — на 2,9% вместо 3,1%. В 2015 мировой ВВП ускорится до 3,2%, ожидает Fitch.

Растут цены практически на все, автомобили – не исключение. Тем временем Forbes пишет: «К середине 2013 года экономический рост в России практически остановился. Инвестиции, строительство и промышленность находятся на уровне прошлого года. ВВП увеличивается «европейским» темпом — 1,6%. Снижается экспорт. Инвестиции стагнируют уже полтора года, а строительство — почти два, грузооборот транспорта — полгода».

Очевидно, что это негативно влияет на нашу экономику. Растут цены практически на все, автомобили – не исключение. Российским покупателям не стоит ожидать «райских кущ» – правительство не собирается удерживать нефтеперерабатывающие компании от повышения цен на бензин. С таким заявлением накануне выступил глава правительства Дмитрий Медведев, подчеркнув, что нынешнее повышение стоимости топлива – объективный рыночный процесс. Впрочем, пенять на судьбу автомобилистам тоже не стоит: как объяснил премьер, если цены на бензин вдруг начнут снижаться, значит, падают и мировые цены на нефть, а для российской экономики это означает крах.

«Райские кущи я вам здесь не обещаю. К сожалению, это (рост цен на топливо) объективный экономический процесс. Рост цен замедлится и может даже грохнуться, если завтра грохнутся цены на нефть. А для нашей страны это еще большая беда, чем рост цен на бензин», — заявил Дмитрий Медведев на встрече с участниками молодежного форума «Машук-2013».

Рост цен на бензин – «кровь экономики», автоматически ведет к росту всех остальных цен, и снижению покупательной способности населения. Похоже, впору задуматься о том, стоит ли покупать новый автомобиль, или более разумный шаг – поездить на том, что есть, и подождать. Тем более, активно идет процесс замещения отечественных автомобилей иномарками, собранными в России. Эти машины и живут дольше, и сроки гарантии имеют существенно более длинные.

Рост цен на бензин – «кровь экономики» Кроме того, ослабление курса рубля и, увы, недостаточно высокий уровень локализации автокомпонентов для локальных производств также повлияют на рост цен на все автомобили, как импортные, так и собранные в России.

Реальность сегодняшнего автобизнеса такова, что многие дилеры и в Москве, и в регионах уже несут убытки. Причем представители даже в тех марок, которые традиционно считались привлекательными в плане инвестиций.

При всех минусах, вступление России в ВТО обещало один плюс: мгновенное снижение ввозных пошлин на иномарки на – 25%. Это означало, что в первый же день ратификации договора автомобили должны были подешеветь и грабительское государство, добавляющее в каждую ввезенную из-за границы машину 50% своего интереса, осталось бы без привычного дохода. И чтобы мы не сразу получили единственный выигрыш ВТО, власти умело договорились за нас о постепенном снижении пошлин на семилетний период. А пока получите лишь 5% снижения. И компенсацию утилизационным сбором. Все, что собрались недодать государству покупатели и продавцы, будет отобрано в виде оброка на грядущие похороны каждого из только что проданных автомобилей. И было объявлено, что деньги государству должны все, кроме АвтоВАЗа. Ну, и еще пары недобитых исконных производителей. И тут же прилетел грозный окрик ВТО, требующий равных правил для всех участников рынка.

Мы не Китай. Злобы и ненависти у нас в избытке, но решительно вертеть ВТО в нужную сторону – коленки слабоваты. И как только ВТО топнул на нас ногой, наши продавцы Родины испуганно вытянулись по стойке «Смирно» и вежливо уровняли всех, обложив утилизацией даже родной АвтоВАЗ. Очень уж страшно терять прибыль на внешних рынках… Ведь речь идет о своем, а не чужом богатстве.

Но АвтоВАЗ один не выживет. Хоть мы его уже дважды продали французам, самостоятельно плавать он не в состоянии. ВАЗ создавался, как государственное предприятие, опирающееся на бюджет. Поэтому завод присоединили к трубе и в этот раз, прописав в проекте бюджета на 2014 год компенсацию за утилизационный сбор. Это означает, что все остальные заводы на территории России (Ford, Citroen, GM, Toyota, Nissan и пр.) внесут деньги за счет собственной прибыли и только АвтоВАЗ за счет налогоплательщиков.

Власть заранее знает, что страна разворована дотла и кризис теперь грянет нешуточный. Поэтому кроме компенсации за властные игры с ВТО, АвтоВАЗ получит деньги и на зарплаты, которых не заработает (50,4 млрд. рублей «на компенсацию части затрат на содержание рабочих мест».), и на компенсацию брака, который сделает на эти упавшие с неба деньги (25,2 млрд. рублей). Всего согласно проекту бюджета на ветер будет выброшено 99.25 млрд.рублей. Свое незаработанное получат даже вечно голодные и не умеющие жить за счет компетенции и мозгов банки. Банкирам мы с вами заплатим 3.2 миллиарда за их льготные кредиты. В результате и убыточный АвтоВАЗ будет сыт, и ВТО не отругает, и прибыль от распродажи страны не сократится.