- Зима близко!!! - как говорят в известном сериале.

Автолюбители все чаще задаются вопросом, не пора ли «переобуть» авто?

Но сезонная смена шин ставит пред нами еще несколько вопросов: «Когда нужно устанавливать зимние шины? На что обратить внимание при осмотре и приобретении, и как сохранить летние покрышки до следующего сезона?»

Попробуем найти ответы в ГОСТах, ведь мы знаем, что по ГОСТу - это всегда правильно!

И так, по порядку!

Когда устанавливать зимние шины?

Согласно требований технического регламента ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств" в зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами.

Но в некоторых регионах нашей страны зимний период существенно длительнее. Поэтому все-таки водителю следует ориентироваться больше на значение температуры окружающего воздуха.

Так например в ГОСТ Р 52900-2007 «Шины пневматические для легковых автомобилей и прицепов к ним» четко прописано, что рекомендуемый температурный диапазон для эксплуатации зимних шин от - 45 °С, до +10 °С, а значит если среднесуточная температура уже установилась в этом диапазоне, можно смело переходить на зимние шины. Кстати именно поэтому и не рекомендуется использовать зимние шины летом - состав резиновой смеси специально рассчитан для низких температур, и при +30 °С такие шины не только быстро изнашиваются, но и не обеспечивают необходимого сцепления с дорожным покрытием.

На что обратить внимание при выборе/покупке зимних шин?

По категории использования согласно ГОСТ Р 52900 шины подразделяются на обычные (дорожные) они же «летние», зимние и всесезонные.

Зимняя шина – это пневматическая шина, резина, рисунок протектора и конструкция которой специально рассчитаны для повышенного сцепления с обледенелой и покрытой снегом дорогой, по сравнению с обычной шиной. Зимние шины бывают фрикционными, в народе называемые «липучка» и шипованными.

Какие именно шины приобрести и установить на свой автомобиль, это личный выбор каждого автолюбителя, тут стоит учесть типы покрытий при эксплуатации авто, скоростные режимы и, конечно, изучить мнение профессиональных экспертов. Что касается размеров и выбора конкретной модификации шины при отсутствии специальных знаний лучше полагаться на руководство по эксплуатации автомобиля, в нем указаны рекомендуемые размеры покрышек, их основные нагрузочные и скоростные характеристики.

Однако, есть несколько нюансов, проверить которые можно прямо при покупке шин – это производственные дефекты, которые помогут вам отличить контрафактный товар, а также непригодную для дальнейшей эксплуатации б/у шину.

По ГОСТ Р 52900 таких дефектов девять, самые заметные для потребителя: отслоение протектора; запрессовка твердых включений на внутренней и наружных поверхностях; механические повреждения (сквозные проколы, порезы до корда); обнажение кромок бортовой ленты; отрыв и отслоение герметизирующего резинового слоя по внутренней поверхности и на бортах. Внимательно осмотрите шины и, если обнаружите хотя бы один из них лучше выбрать другую покрышку.

Еще походит!? Если у вас уже есть шины, на которых вы откатали сезон, или хотите приобрести бывший в употреблении комплект, обратите внимание на высоту протектора! Каждая шина имеет индикаторы предельного износа, высота которых по ГОСТ Р 52900 - 1,6 мм. Соответственно, если высота протектора равна или менее 1.6 мм, такую шину смело можно выкидывать – она непригодна для дальнейшей эксплуатации. Кстати для зимних шин, на которых отсутствуют такие индикаторы по техническому регламенту минимальная остаточная глубина протектора составляет 4 мм. Шины с меньшей глубиной протектора считаются непригодными для заснеженной и обледенелой дороги!

Еще один важный момент при установке шин - это динамический дисбаланс. Если говорить просто – балансировка колеса. Качественные шины в сборе с колесом после балансировки должны иметь значения корректирующей массы не более значений, приведенных в таблице.

балансировка колеса

Т.е на каждой из сторон колеса с шиной диаметром 13 дюймов должно быть грузиков общей массой не более 60 г. Если после балансировки грузов больше - это может свидетельствовать о дефектах покрышки, конечно, при условии, что балансировочный станок исправен.

Важно!!! Стенды для балансировки колес подлежат обязательной поверке, т.к. от их исправности напрямую зависит безопасность эксплуатации автомобиля, а значит и жизнь, и здоровье вас и ваших близких. При сезонной смене шин убедитесь в том, что в сервисе, который проводит работы, используются поверенные средства измерений, просто попросите предъявить подтверждающие этот факт документы. Если Вам отказали – это повод задуматься о смене автосервиса, добросовестному поставщику услуг скрывать совершенно нечего.

Также при выборе резины стоит обратить внимание на дату изготовления шин, особенно, если речь идет о покрышках, бывших в употреблении. Даже если видимых дефектов на поверхности нет, время не щадит резиновую смесь от высыхания, что существенно может повлиять на ее характеристики.

В ГОСТ Р 52900 указано – гарантийный срок службы шин – 5 лет с даты изготовления, в пределах этого срока производитель гарантирует работоспособность шин до предельного износа рисунка протектора при соблюдении правил транспортирования, хранения и эксплуатации.

Благодаря стандартизированной маркировке шин определить дату изготовления очень просто – она написана на боковине покрышки в овальном штампе в виде 4-х цифр, например: 0518. Первые две цифры означают неделю изготовления, последние две — год. В нашем случае это февраль 2018 года.

Как правильно хранить шины?

Этот вопрос касается любого сезона и типа шин. Ведь чтобы не повредить покрышки хранить их нужно по ГОСТу!

ГОСТ Р 54266-2010 «Шины пневматические. Упаковка, транспортировка и хранение».

По ГОСТу упаковывать шины перед хранением необязательно! Хранить шины следует в сухом вентилируемом помещении при температуре от - 30°С, до +35°С, при этом шины должны находиться не менее, чем в 1 м от отопительных устройств, а также должны находиться в месте, не доступном для солнечного света, при наличии в помещении окон, они должны быть окрашены красной или оранжевой краской.

В помещении, где хранятся шины не должно быть оборудования, производящего озон, а также рядом с шинами не рекомендуется хранение растворителей, кислот, щелочей и других подобных веществ.

Шины допускается хранить на стеллажах, поддонах и даже на полу, главное условие, чтобы поверхность была ровной, без острых ребер.

- Шины шириной профиля до 205 мм хранят в горизонтальном положении друг на друге в штабелях высотой не более 2 метров.

- Шины шириной профиля 215 мм и более хранят в вертикальном положении (на ребре) в 1-4 ряда.

Через каждые три месяца шины рекомендуется поворачивать , меняя зону опоры.

Покрышки, бывшие в употреблении, перед хранением должны быть тщательно очищены, необходимо удалить все камушки с протектора, а также грязь, чтобы исключить повреждение резины при хранении.

Даже если у Вас нет подходящего места для хранения покрышек, вам помогу сервисы, предоставляющие услуги сезонного хранения колес и шин, но будет не лишним уточнить в этой компании об условиях хранения, а также будет замечательно, если они будут прописаны в договоре об оказании услуг. Это даст Вам дополнительную уверенность, что в следующем сезоне не потребуется искать новые шины взамен испорченных на хранении.

Условия хранения шин также могут быть прописаны в сопроводительной документации, не поленитесь изучить все требования, а также попросите предоставить продавца паспорт на изделие, помните, что гарантия распространяется только при соблюдении требований транспортирования, хранения и эксплуатации .

Кстати!!! на открытом воздухе шины хранить можно не более 1 месяца. При этом шины должны быть размещены под навесом или укрыты материалом, защищающим покрышки от солнца, влаги и загрязнений. Даже при покупке новых шин стоит обратить на это внимание, если склад находится под открытым небом, уточните у продавца об условиях гарантии на товар!

Соблюдая несложные условия хранения, вы сможете сохранить «обувь» для своего авто в течение нескольких сезонов. Главное помнить, что безопасность на дороге складывается не только из правильно подобранных шин, но и от навыков водителя и грамотной оценки дорожной ситуации.

Безопасных поездок! И пусть Ваша дорога будет всегда по ГОСТу!