Резкие скачки цен на бензин, особенно в период сбора урожая, правительство всегда воспринимает очень болезненно, поэтому на сложившуюся ситуацию тут же отреагировали в Минэнерго. Чиновники, во-первых, попросили нефтяников не отправлять бензин за рубеж до насыщения внутреннего рынка, а во-вторых, обязали их увеличить запасы с 1,25 до 1,75 миллиона тонн. Сами нефтяники взялись поставить на рынок дополнительные 200 тысяч тонн топлива. Наконец, Федеральная антимонопольная служба предложила производителям бензина объяснить, почему стали расти оптовые цены, и пригрозила им в случае неудовлетворительного ответа оборотными штрафами.

Газета «Ведомости» со ссылкой на агентство «Аналитика товарных рынков» приводила следующие данные: если в феврале-марте только по железной дороге (основной канал поставок) Белоруссия отправляла в Россию больше чем по 100 тысяч тонн бензина в месяц, то к июню показатель снизился до 60 тысяч тонн. При этом в Российском топливном союзе хотели бы, чтобы из Белоруссии в страну ежемесячно поступало около 150 тысяч тонн нефтепродуктов. В конце 2012 года стороны даже не смогли согласовать объемы поставок (нефти — в Белоруссию, нефтепродуктов — из Белоруссии) на следующий год, из-за чего установление топливного баланса происходит раз в квартал. Минск, если упростить спор до предела, хочет получать из России нефть без экспортных пошлин, Москва готова поставлять на льготных условиях лишь определенный объем топлива, объясняя свою позицию прямыми потерями бюджета.

Тогда же — в начале осени — на плановый ремонт остановится и часть Московского НПЗ. И хотя на заводе уверяют, что сроки были согласованы с Минэнерго и дефицита на рынке в связи с ремонтом не будет, закрытие НПЗ уверенности рынку явно не прибавит.