фото

В конце июня самый возрастной гонщик современной Формулы-1 Марк Уэббер объявил о том, что по итогам нынешнего сезона покинет чемпионат и присоединится к программе Porsche в гонках на выносливость. «Мотор» изучил множество интервью, которые Марк Уэббер давал в своей жизни, и собрал из них монолог одного из последних гонщиков «старой школы».

В 10 лет я упал с кроссового мотоцикла. Я был весь в крови, и отец не поехал со мной на ферму, где мама могла бы меня увидеть, а отвез в город, чтобы привести в порядок. Тогда он сказал, что никогда не позволит мне выступать в мотокроссе, потому что там слишком велик риск получить травму. Поэтому я пошел в картинг.

Полноценный дебют Марка Уэббера в картинге состоялся в 1991 году, когда ему было 15 лет. В этом виде автоспорта Марк провел три сезона, а с 1994 года начал выступать в австралийской Формуле-Ford, где сразу удостоился титула «Новичок года».

Я думаю, что трудности нужны на каждом этапе жизни человека. Они необходимы для того, чтобы испытать себя. Вы многому учитесь, когда оказываетесь в сложных ситуациях. Боксер, который выигрывает каждый раунд, вряд ли чему-то научится. Поэтому трудности время от времени необходимы.

Я выступал в Ле-Мане, а потом был вынужден заново начинать карьеру в одноместных машинах при поддержке Пола Стоддарта. Потом в моей жизни был Williams, несколько ненадежных машин, сломанная нога, закончившиеся деньги. В этом нет ничего необычного, но в дальнейшем подобные ситуации помогают справляться с трудностями.

Сезоны 1998-1999 Марк провел в гонках спортпрототипов за рулем AMG Mercedes CLK, где его напарником некоторое время был легендарный Бернд Шнайдер. В 1999 году Уэббер попал в страшную аварию на «24 часах Ле-Мана»: автомобиль австралийца подлетел в воздух, несколько раз перевернулся и упал за рельсом безопасности.

Мне не довелось расти в Монако на шелковых простынях. Тем не менее, я получил хорошее, очень сбалансированное воспитание. В моей семье, так же, как и в спорте, меня окружали хорошие люди. Я знаю, что, например, отец Михаэля Шумахера был каменщиком. Многие испытывали трудности на своем пути, и их поддерживали чужие люди. Таким гонщикам приходилось рисковать намного больше, чем другим пилотам.

Удача нужна во всех видах спорта. Будь то гольф или бильярд. Я надеюсь, что у меня есть запас удачи за прошлые поражения. Но свой успех человек создает сам: чем больше ты работаешь, тем удачливее ты становишься.

Дебют Уэббера в Формуле-1 состоялся в 2002 году. Марк попал в команду Minardi, которую годом ранее купил его соотечественник Пол Стоддарт. В первой же гонке сезона, которая проходила в Мельбурне, Уэббер сумел финишировать пятым. Те два очка так и остались единственными в сезоне для Марка.

В 2003 году Уэббер перешел в Jaguar. По сравнению с Minardi новый коллектив Марка оказался намного сильнее. По итогам года австралиец сумел стать 10-м в личном зачете, намного опередив Антонио Пиццонию и Джастина Уилсона, которые были партнерами Уэббера по ходу сезона.

– У меня было несколько напарников и среди них не попадалось ни одного плохого.

В 2005 году Марк присоединился к Williams, который покинули Хуан-Пабло Монтойя и Ральф Шумахер. Уэббер неоднократно отмечал, что этап карьеры в коллективе из Гроува стал для него одним из худших и над возможностью перехода в Red Bull он долго не думал. Тем более, посоветовал Марку переехать в Милтон-Кейнс его менеджер – Флавио Бриаторе.

У нас с Дэвидом Култхардом были нормальные отношения, когда мы выступали в одной команде. Но они стали заметно лучше после того, как он завершил карьеру.

Думая о том, могу ли я получить какие-либо травмы, я прокручивал в голове схему трассы, вспоминая, есть ли рядом мосты, о которые моя машина может удариться.

На Гран-при Германии 2009 года Марк одержал первую победу в Формуле-1. В том же году австралиец поднялся на высшую ступень пьедестала в Бразилии. Тем не менее, нестабильность и ошибки не позволили Уэбберу побороться за титул с Дженсоном Баттоном и Себастьяном Феттелем. На Гран-при Японии, например, Марк перед квалификацией разбил машину, из-за чего ему пришлось стартовать с пит-лейна. На высокие результаты в такой ситуации надеяться не приходилось.

Уровень агрессии за последние десять лет вырос: многие пилоты знают, что смогут легко отделаться в случае аварии.

Опыт – это то, что приходит с годами. Вы не можете просто купить его в магазине. Еще вы не можете просто больше работать, чтобы стать опытнее – это приходит со временем. Конечно, есть разница между теми, кто проехал 200 Гран-при и теми, кто пришел в Формулу-1 из GP2. Помогает ли мне мой опыт? По крайней мере, не мешает.

Уже в 2010 году Уэббер получил возможность побороться за титул. Практически до конца первенства Марк сохранял шансы на чемпионство…

Я не могу назвать себя выдающимся интеллектуалом. Время от времени я посматриваю на то, что происходит вне Формулы-1. Иногда. Но я осознаю, что мы работаем в особой среде, в которой люди сконцентрированы только на гонках.

Есть только один путь с первого места: снова вниз.…но в итоге уступил сначала лидерство в личном зачете Фернандо Алонсо, а затем и титул Себастьяну Феттелю. Несмотря на четыре победы, одну из которых он завоевал в Монако.