фото

Прародитель самого престижного советского автомобиля «Волга», легенда автопрома черный «ГАЗ М1», «эмка», стоит на трассе Владивосток — Хабаровск. Лучегорцы уверены, что именно на этом автомобиле ездил сам отец народов Иосиф Сталин. Пока хозяин собирает деньги на восстановление «эмки» в Лучегорске, белый собрат, на котором точно ездил маршал Жуков, в полной боевой готовности стоит в гараже Владивостока и даже выезжает на улицу по большим праздникам.

Несчастный, ободранный и одноглазый ««ГАЗ М1»», второй серийный автомобиль в СССР, прикован железными цепями на постаменте возле автомойки на трассе в Лучегорске. Легенда автопрома, грозный «черный воронок», любимец НКВД ныне собирает у проезжающих пожертвования на свое восстановление и привлекает зевак.

Машину нашли в одном из отдаленных сел Пожарского района. Без двигателя, без колес, без сидений. Уцелел только руль. Хозяин водрузил «эмку» на постамент и наглухо заделал окна, а железные цепи берегут «черный воронок» от местных металлистов.

Создатель музея автомотостарины Николай Шульжицкий рассматривает фото лучегорской «эмки». И показывает собрата в белом кузове. Беслоснежный красавец стоит в полном порядке, правда в гараже. Занять постамент в музее, рядом с такими же раритетами места нет..

«ГАЗ М1» появился в музее 10 лет назад, он является родным братом Лучегорского автомобиля, он на ходу, можно заводить и ехать.

Этот автомобиль «ГАЗ М1» начали производить в 1936 году в Нижнем Новгороде. Несмотря на то, что его корпус белый, их называли «черными воронками», на них разъезжали летучие бригады НКВД.

Таких машин в СССР всего было выпущено 63 тысячи. До Приморья добрались всего пара десятков.

Николай Шульжицкий:

– Авто было очень мало, поставляли по госплану. Милиции мало, в основном КГБ, одну получила Академия наук. На Суйфунской жил, в гараже в КГБ был «Форд», была «М1», и еще была «Победа». Но это было 50-60 лет назад.

До наших дней дожили всего пять. Из четырех собрали белого красавца, а пятый – тот самый лучегорский «воронок».

– А лучегорцы говорят, что на нем ездил Сталин? Нет, Сталин ездил сначала на «Паккарде», а потом на «ЗиСе». А это? Жуков ездил.

В пыльном и темном гараже «эмке» составили компанию 14 раритетных мотоциклов, японский трицикл, экспортный «Москвич 408», ждет реставрации первый японский джип канувшей в лету фирмы «Курагами»

Николай Шульжицкий:

– Произведен в 30-х годах для войны в Монголии, 3 места, пулемет ставили. Вот такая жизнь была.

Вот они, автомобили Сталина, «ЗиС-101» и «ЗиС-110». На последнем ездили адмиралы С.Н. Горшков и Н.Г. Кузнецов. Позже по Владивостоку катался Никита Хрущев.

Это первый советский автомобиль, произведенный по лицензии Форда. «ГАЗ-А до 1938 года возил писателя Алексея Толстого, после него, по решению Госплана обеспечивал закорма Родины в Черниговском районе. Гордость – единственный в мире, «живой» «ГАЗ ААА».

Место под крышей здесь нашли более 65 автомобилей. Все на ходу. В этом году музею будет 13 лет.

Николай Шульжицкий:

– Скучно стало, смотрю, что все воруют, думаю сделать чего-то для страны. И сделал.

Николай Шульжицкий спит и видит поставить на колеса гаражный хлам и расширить помещение музея. Но для полного счастья не хватает денег. Лучегорцы тоже мечтают поставить на колеса свой «черный воронок».

Этой машине более 60 лет, существует красивая легенда, что на ней ездил сам Сталин, нынешний хозяин поставил вот такой ящик для сбора средства. Вот и мы внесем свою лепту в восстановление этого автомобиля.

Пусть легенда о Сталине будет всего лишь легендой, и не важно, кого возил это черный воронок.. Никто не посмеет отрицать, что сам «ГАЗ М1» давно превратился в легенду.