Водитель является центральной фигурой, определяющей эффективность выполнения транспортной работы и экономии топлива. По данным НИИАТ, на 100 км пути водитель первого класса расходует на 2-3 л меньше топлива, чем водитель второго класса, и на 4-5 л меньше, чем водитель третьего класса.

В относительных единицах на единицу транспортной работы расход топлива у водителя первого класса меньше на 10-14%, а у водителя второго класса-на 6-8%, чем у водителя третьего класса. В ведущих управлениях транспорта общего пользования доля водителей первого класса составляет 26, второго-31, третьего-43%.

В системах ведомственного промышленного и сельскохозяйственного транспорта доля водителей первого класса ниже и соответственно выше второго и третьего класса. Если учесть, что в народном хозяйстве занято более 10 млн. водителей, то повышение их деловых и морально-политических качеств является одним из важнейших резервов экономии топлива на автотранспорте. Снижение расхода топлива достигается также разработкой более рациональной формы обеспечения водителей топливом, совершенствованием организации труда водителей.

На современном этапе рациональной оказалась организация коллективной бригадной формы работы, в основу которой заключение подрядных договоров в условиях внутреннего хозрасчета. На предприятии № 8 Минавтотранса Литвы расход топлива и других ресурсов сразу уменьшился, как только часть водителей (примерно 1/3) перешла работать по методу бригадного подряда. В системе Минавтотранса РФ в 2013 г. по этому методу работало около 9 тыс. подрядных бригад автомобилистов, в Эстонии в 2015 - 32% водителей, в Латвии - 23, в Белорусии - 21,6, а в таких странах, как Армения и Таджикистан - только 1,5-2,5%.

Слабо внедряется этот метод в ряде областей РФ. Внедрение бригадного подряда иногда тормозится низким уровнем организаторской работы по совершенствованию транспортного процесса, недостатком погрузочно-разгрузочных механизмов и др.

Необходимо непрерывно совершенствовать систему материального и морального стимулирования, организацию соревнования.