Женщина-водитель едет по улице с односторонним движением против потока автомобилей. Ее останавливает милицейский патруль: «Не можете ли вы нам, пани водитель, ответить, куда вы едете?». «Я сама толком не знаю, но опять еду как всегда поздно. Видите, все остальные уже возвращаются».

В свое время сотрудники соответствующих органов очень долго думали о том, как коротко и выразительно обозначить автомобили начинающих водителей. Впоследствии победила буква «Z», начальная буква слова zasatecnik, т. е. начинающий. В ЧССР таких водителей называли еще зайцами).

Но когда Управление безопасности дорожного движения выпустило первые красивые таблички из пластмассы, прикрепляемые на стекла автомобилей менее опытных водителей, оказалось, что гораздо более серьезной проблемой, чем изготовление этих табличек, является разъяснение новичкам их смысла и значения.

Они предпочитали со стрелкой спидометра, испуганно прижимающейся к показанию 30 км/ч, с вытаращенный глазами, впившимися в переднее стекло, судорожно сжимать в руках рулевое колесо, воображая себе, что выглядят хладнокровными, как известный гонщик Хирон.

Но бесстрашный Хирон сам признавался, как однажды и ему довелось испытать чувство страха, когда он ехал с излишне самоуверенным водителем, только что получившим права.

Большинство женщин возражают, утверждая, что от этого «охранного знака» на стекле все равно нет никакой пользы, а только одни насмешки. А какая же начинающая женщина за рулем в возрасте, льстиво называемом средним, захочет, чтобы из-за этой буквы ее считали зайцем?

Действительно, наличие на автомобиле буквы «Z» не гарантирует никому никаких преимуществ. Даже сотрудники милиции не предоставляют водителям таких автомобилей 10%-ную скидку при уплате штрафа и не прокалывают букву «Z» вместо талона. Но все же следует признать, что по отношению к начинающим водителям они в большинстве случаев проявляют понимание.

Однако нельзя сказать, что владелец «Z» совсем не имеет преимуществ. Этот знак вызывает смех только у излишне самонадеянных людей, которые уже давно забыли (или только делают такой вид), что вначале и за рулем бывает тяжело. Тем не менее приятнее, что они глупо усмехаются, чем если бы они невежливо бранились. Большинство водителей все-таки считаются с неопытностью начинающих.

Они знают, что во время первых ездок почти каждый путает не только левую руку с правой, но и педали тормоза и газа, указатели поворота и стеклоочистители. Опытные водители обычно бывают достаточно благоразумными и едут от начинающих водителей на таком расстоянии, которое позволило бы им производить разгон хотя бы с малой подачей назад. Но делают они это неумышленно.

Говорят, женщине бывает трудно признаться в том, что она начинающий водитель. Они не понимали, что мужчины имеют искаженное представление о способностях более слабого, по их мнению, пола. Но мужчины становятся снисходительными, если женщины признают свою беспомощность и слабость. Поэтому нас, женщин, имеющих знак начинающего водителя на автомобиле, они обычно надежно оберегают.

Это выражается главным образом в том, что они не ожидают от нас, что мы можем успешно справиться со сложной транспортной ситуацией, а скорее предполагают, что мы растеряемся и в простой. Впрочем, для нас гораздо приятнее слышать льстивое: «Посмотрите, начинающая водитель, а как хорошо у нее получается», чем хоть и скрыть отсутствие опыта, но зато выслушать: «Такая старая женщина, а взгляните, какие делает глупости? Мужчины за рулем, в отличие от других жизненных ситуаций, бывают неприятно правдивы.

Так что, как уже написал когда-то Ярослав Гашек: «Гораздо лучше заранее признаться, пан судебный советник, в том, чего ты не делал. Иначе на тебя возведут нечто гораздо худшее, и ты уже из этого не выкрутишься».

Само предупреждение Z является не только покорным признанием, но и несмелой просьбой о понимании и прощении ошибок, которые мы можем допустить. Но пока что его мало используют те, которым это необходимо.

Возникает вопрос, до каких, собственно, пор человек за рулем считается начинающим водителем? В действительности после окончания автошколы мы становимся немногим лучше, чем дошколята, посещающие детский сад. Присутствие инструктора придавало нам уверенность, так как мы чувствовали себя хотя бы под присмотром.

У некоторых через тысячу, а у других через полторы тысячи километров, если при этом никто не мешал советами и замечаниями, вырабатывается автома­тизм, мы можем творчески подходить к принятию решений в сложных дорожных ситуациях и уже не возникает желания оставить автомобиль перед сложным для проезда перекрестком и пойти посоветоваться с кем-нибудь.

Если на каком-нибудь транспортном узле у вас возникают трудности, попытай­тесь остановить автомобиль немного дальше на подходя­щем месте, возвратитесь назад пешком и минуту понаблюдайте за дорожным движением. Исследуйте ситуа­ции, в которых находятся отдельные автомобили, и попы­тайтесь найти решения за каждого из водителей. Вы поймете свои ошибки и с некоторым злорадством увидите, что вы не одна их допускаете, но в будущем уже проедете через внушающий страх участок с уверенностью.

Полезно, кроме того, справиться в «Правилах дорожного движения», что вам следовало сделать при данных обстоятельствах. Возможно, вы будете удивлены своими действиями, особенно в случаях, в отношении которых были уверены, что выполнили все правильно.

А как показывает практика, перебранку лучше отложить на другое время, когда у обоих руки будут достаточно далеко от руля, а ноги — от педалей.

Второй этап становления водителя продолжается до 3,5-4 тыс. км пробега, в которые, разумеется не следует включать расстояние, пройденное вами, когда вы сидели на месте рядом с водителем. Несмотря на то, что в это время вы внимательно следили за дорогой и осмысливали его действия.

Может случиться так, что после начального восторга одного дня у вас вдруг исчезает желание ездить, портится настроение, вы поддаетесь панике, клянетесь, что никогда не сядете за руль. Не хочется вас успокаивать, но это вполне естественное состояние, через которое проходит большинство водителей. Первые самостоятельные ездки обычно все пережива­ют очень болезненно.

Послушайте кого-нибудь из опытных автомобилистов. В большинстве случаев свои самые волнующие приключе­ния в качестве водителей — минуты тревоги и отваги — они пережили именно в первые годы своего пребывания за рулем.

Начинающий водитель должен отдохнуть от «перенасыщения» вождением. Оставьте автомобиль на несколько дней, ходите пешком или ездите на автобусе.

Вы скоро обнаружите, что вам чего-то не хватает. Яд автомобилизма проник в вашу кровь. В связи с этим следует усвоить истину — во всем следует знать меру. Важное значение здесь имеют время и необходимость дать опыту возможность созреть. Так, например, ласточки не задумываются над вопросом, почему они строят гнезда по частям и оставляют их просыхать. Этот опыт оправдал себя у бесчисленного множества поколений. В птичьем мире, как и на дороге, опрометчивость приводит к аварии. Если вы сумеете преодолеть минуты слабости и подавленности, то по возвращении за руль займитесь упражнениями, которыми из-за недостатка времени мало занимались в автошколе.