фото

Правительство решило вернуть льготное автокредитование с 1 апреля, а также субсидировать лизинг транспортных средств. Эти меры, равно как и продление программы утилизации, помогут замедлить падение продаж автомобилей в 2015 году. Всего на предложенные Министерством промышленности и торговли меры по стимулированию российского авторынка планируется выделить 25 млрд рублей.

Из них на утилизацию направят 5 млрд рублей, на субсидирование лизинга – 2 млрд, на субсидирование автокредитов — еще 1,5 миллиарда. Цифры предварительные и могут быть в процессе пересмотрены, говорят в Минпромторге.

Программа утилизации, по словам министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, развивается не так динамично, как в прошлом году: из запланированных 100 тыс. автомобилей по ней продано только 38 тысяч. Поэтому на второй квартал выделено не 10 миллиардов, как планировалось ранее, а только 5.

В Минпромторге рассчитывают, что по госпрограмме с апреля по декабрь 2015 года будет реализовано 200 тыс. легковых автомобилей — 10% от общего количества продаж.

Правительство потратит на поддержку автопрома 25 миллиардов рублей

Мантуров заявил, что под действие программы попадут легковые автомобили стоимостью «порядка 700 тыс. рублей». Скорее всего, имеется ввиду средняя цена автомобиля. В проекте постановления по льготным автокредитам, размещенном на официальном сайте правительства РФ, именно эта цифра как раз и является средней. Согласно документу, максимальная цена автомобиля, попадающего под действие программы, равна 1 млн рублей. Тем не менее, эксперты и игроки рынка считают и эти условия неактуальными.

Российская ассоциация автомобильных дилеров (РОАД) предлагала установить планку на отметке 1 250 000 рублей. «Дилеры ориентировались на среднюю стоимость автомобиля по итогам 2014 года, — объяснил в беседе с корреспондентом Autonews.ru президент РОАД Владимир Моженков. — Сейчас все автопроизводители подняли цены, и автомобиль, который в прошлом году можно было купить за эту сумму, сейчас стоит дороже. И это даже не премиальный сегмент». Максимальная цена автомобиля свыше миллиона позволила бы включить в программу популярные модели российской сборки. Например, Nissan X-Trail и Toyota Camry.

Вместе с субсидированием автокредитов определенную роль сыграет и господдержка лизинга для физических лиц. «Я думаю, что данный инструмент поможет дилеру продавать автомобили, — считает президент РОАД Владимир Моженков. — Некоторые компании уже пробовали самостоятельно запускать лизинговые схемы. Если брать цивилизованный рынок, то в Голландии 70% автомобилей продается через лизинг физическим лицам. По некоторым маркам в США лизинг доходит до 92%. Думаю, это та услуга, которая будет востребована и на российском рынке».

Генеральный директор агентства «Автостат» Сергей Целиков считает, что для автомобилей, выпущенных в России, ценовая планка вообще не нужна: «Любой выпускаемый в России автомобиль дает рабочие места, налоги и различные преференции. Эффект от субсидий все равно будет куда большим, нежели затраты».

7 новинок, попадающих в программу утилизации

Условия льготного займа стали более жесткими. Человеку, решившему приобрести новый автомобиль 2015 года выпуска (это одно из условий программы), для получения субсидируемого кредита придется сразу заплатить 30% от стоимости машины, тогда как ранее ему хватило бы взноса в 15%.

В 2011 году базовый Ford Focus стоил 499 тыс. рублей и для его покупки в кредит нужно было внести всего 75 тыс. рублей. Через год он подорожал до 570 500 и первоначальный взнос вырос до 86 тыс. рублей. Сейчас «Фокус» 2015 года выпуска стоит минимум 775 тыс. рублей.

Таким образом, покупателю придется вносить куда более серьезную сумму — порядка 232 тыс. рублей. Вместе с тем государство готово компенсировать по кредиту 2/3 текущей ставки рефинансирования. Сейчас ЦБ РФ определил ставку рефинансирования на уровне 14%. Это значит, что по льготному автокредиту придется платить на 9,3% меньше. Таким образом, господдержка выросла примерно вдвое.

Несмотря на то, что условия программы поддержки автокредитования пока полностью не известны, дилеры уже оценивают решение правительства положительно.

Впервые программа субсидирования автокредитов была запущена в России в 2009 году. На льготных условиях можно было приобрести автомобиль российской сборки стоимостью до 350 тысяч рублей. За него нужно было внести не менее 30% предоплаты, а государство компенсировало 2/3 ставки рефинансирования.

Программа оказалась не столь популярной, как предполагалось: в первый год по ней выдали чуть более 70 тыс. кредитов. Уже во второй половине 2009 года максимальная цена автомобиля была увеличена до 600 тыс. рублей, а первоначальный взнос снизили с 30 до 15%. В 2010 году количество выданных льготных кредитов выросло более чем в два раза. Еще через год по госпрограмме субсидирования автокредитов было продано 263 тыс. автомобилей, а банки получили из бюджета 2,77 млрд рублей.

В 2013 году программа субсидирования кредитов была возобновлена, и под ее действие уже попадали автомобили не только российского, но и иностранного производства стоимостью до 750 тыс. рублей. Прочие условия отставали прежними: кредит на 3 года и первоначальный взнос 15%. С июля по декабрь было выдано 277 тыс. льготных автокредитов, однако на 2014 года программу решили не продлевать. Банки начали повышать ставки, а правительство сочло более выгодной для потребителя программу утилизации и сосредоточилось на ней.

По словам Виталия Павловского, исполнительного директора ГК «РОЛЬФ», дилеры готовы к запуску программы: «Правительство опаздывает с запуском программы, поскольку рынок падает уже второй год. Согласно исследованиям, если рынок сокращается 6 месяцев подряд, то на его восстановления требуется 6-12 месяцев. И дно падения пока не достигнуто.

По крайней мере, мы надеемся, что программа сможет остановить цепную реакцию, вызванную обвалом продаж в начале года. Но все зависит от условий. Например, каким будет ограничение по цене кредитуемого автомобиля. Если речь идет о сумме в 1 млн рублей или менее, то для рынка это не будет иметь серьезного значения, поскольку перечень моделей, которые попадут под действие программы, будет чрезвычайно узким. Если же условия позволят приобретать по программе широкий спектр востребованных автомобилей, например, кроссоверов, то она будет иметь существенный эффект».

Доля продающихся в кредит автомобилей сократилась вдвое

С конца декабря ставки по автокредитам растут, что негативным образом сказалось на их доступности. По информации Национального бюро кредитных историй (НБКИ), количество автокредитов в четвертом квартале 2014 года снизилось на 25%. Многие компании уже самостоятельно запустили программы с низкими ставками, однако вряд ли они окажут влияние на рынок, сопоставимое с господдержкой.

Не стоит ожидать и роста ставок, который произошел с введением государственного субсидирования в 2013 году.

В нынешних условиях сокращения объемов розничного кредитования возобновление данных госпрограмм по-прежнему остается, по сути, единственным вариантом поддержки автомобильной отрасли, считает директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй Алексей Волков.

«По нашим оценкам, в 2015 году выдача кредитов населению может сократиться в 2 раза. В случае же поддержки государства в объемах предыдущих программ столь резкого падения не произойдет: выдачи автокредитов снизятся, но не так значительно — на 20-30% по отношению к 2014 году. В сложившихся условиях этот результат можно будет считать приемлемым, позволяющим автомобильной отрасли менее болезненно пережить очевидную стагнацию», — пояснил эксперт.