фото

Каждый день московские эвакуаторы забирают с Садового кольца около 20-25 автомобилей. Зачастую водители успевают вернуться к машине и остановить процесс погрузки. Если машину снимают с самого эвакуатора, то штраф нарушителю все равно выписывают, а если догрузить автомобиль не успели, довольный водитель нервно покидает место своего нарушения с ощущением небывалой удачи.

Вместе с еще парой журналистов представители Департамента транспорта Москвы ведут нас к месту чуть ли не самой частой эвакуации на Садовом - детский театр кукол имени Образцова. На широком тротуаре железными столбиками огорожена большая территория с заездом прямо с оживленного шоссе.

«Тут нет особых знаков, кроме запрета остановки, который висит метрах в 200 отсюда, поэтому многие думают, что парковаться здесь можно. Однако и знака о том, что парковка на тротуаре разрешена, тоже нет, поэтому мы забираем машины, которые заезжают в этот карман», - говорит мне инспектор московской автодорожной инспекции, который с недавних пор, как и сотрудники ГИБДД, имеет право выписывать протокол о нарушении правил парковки с последующим штрафом. 

«Байки о том, что можно как-то выкрутить колеса и тогда эвакуатор вас не тронет, - это глупости».

«Бывает, приходит человек после спектакля за руку с пятилетней дочерью и говорит, что приехал из Подмосковья, что понятия не имеет, где тут можно парковаться, а где нет, ругается, что ехать теперь на другой конец города на штрафстоянку, а потом к себе область. А мы что можем сделать? Жалко, конечно, но он же нарушил», - продолжает инспектор. 

В это время эвакуатор возле театра грузит очередную машину, плотно припертую к стене здания. «Технически мы можем забрать любой автомобиль. Весом до 120 тонн, забираем же и фуры, и автобусы, если надо. Техника для этого есть. Поэтому байки о том, что можно как-то выкрутить колеса и тогда эвакуатор вас не тронет, - это глупости. Почти в любой ситуации техники могут подтащить машину ближе и забрать», - рассказывает представитель Департамента транспорта.

Во время каждой эвакуации, кроме водителей эвакуаторов, всегда присутствует должностное лицо, которое собственно и принимает решение о перевозке машины на штрафстоянку.

Раньше это были только инспекторы ГИБДД, теперь такие полномочия есть и у московской административной дорожной инспекции, которая является подразделением департамента транспорта. Вместе с ними на месте дежурят представители еще одного ответвления Дептранса - учреждения «Администратор московского парковочного пространства». Схема сложная, людей задействовано много. Чиновники объясняют это тем, что каждый выполняет свою работу, чтобы потом не было путаницы. 

Представители парковочного пространства занимаются составлением акта по описи автомобиля. В нем указывают все повреждения, которые есть на машине, чтобы потом водитель не смог предъявить эвакуаторщикам никаких претензий.

Одна эвакуация длится около 15-20 минут, поэтому время на осмотр кузова машины нарушителя есть. «Бывает, что машины получают повреждения во время эвакуации. Мы это не заносим в акты. Тут работает другая схема - вызываем патруль ДПС и оформляем, как положено, страховой случай», - говорит сотрудник дептранса. 

Во время каждой эвакуации всегда присутствует должностное лицо, которое и принимает решение о перевозке машины на штрафстоянку.

Пока одни составляют акт, другие пишут протокол, на основании которого будет выписан штраф в 3000 рублей. Если люди приходят во время эвакуации, то автомобиль снимают с лебедок. Если машина стоит на эвакуаторе, значит, успели составить протокол - придет штраф. Не успели - повезло, водители уже лишаются удовольствия съездить на штрафстоянку и заплатить еще 5-7 тысяч. «На месте мы выдаем нарушителям протокол, они едут к нам на следующий день или не едут.

Во втором случае протокол-постановление приходит по почте и его можно оспаривать или оплачивать. В течение 10 дней обжалование, в течение 60 дней оплата. Если мы еще не успели начать эвакуацию, то люди садятся в машины и уезжают. Задержанием нарушителей, конечно, никто не занимается», - говорит инспектор, записывая в протокол номер очередного нарушителя. 

«У нас был один случай, когда мужчина-десантник у светофора поймал эвакуатор с машиной, запрыгнул на него, открыл свою машину и сел в нее. А двигаться с человеком в машине нельзя. Мы спустили автомобиль, выписали ему протокол об административном правонарушении и отпустили. До драк обычно не доходит, но ругаются люди сильно. Один водитель как-то практически полез в драку - возвращай машину, говорит, и все. Прохожие и наши сотрудники стали снимать его на мобильные телефоны, успокоился», - рассказывает инспектор. 

Техники говорят, что сложно работать на маленьких улочках. «Если там запрещена остановка, но там все стоят, ты подъезжаешь брать машину, сразу возникает пробка. Такой крик идет - люди снимают видео, матерятся, проклинают. Говорят, что это война против народа. Вы, говорят, одних забираете, а мы опаздываем и страдаем. Но такая у нас работа», - техник ловко закрепляет лебедки на колесах автомобиля, который вот-вот погрузят на эвакуатор. 

«До драк обычно не доходит, но ругаются люди сильно».

Инспекторы дорожной службы города рассказывают, что никто не застрахован от эвакуации. Хотя автомобили с номерными знаками «АМР» и «ЕКХ» могут не забрать. «Ну, а как их забрать? Я думаю, что их им просто вернут и все. У меня не было таких случаев, но думаю, что не забирают. А так, без разницы, какая машина.

Если есть знак «Остановка запрещена», а также если машины стоят на остановках общественного транспорта и пешеходных переходах, то увезем. Все считают, если широкий тротуар, то можно ставить. На тротуаре можно стоять только в одном случае - если знак это позволяет», - объясняет корреспонденту Autonews.ru инспектор-дорожник. 

Эвакуаторщики живут на окладе. От выработки зарплата не зависит, поэтому, вопреки слухам, нет определенного числа машин, которые должны забирать. «Случаи подкупа бывают. Люди пытаются всучить денег, чтобы машину не забирали и не выписывали штраф. Но мы нацелены на то, чтобы работать правильно. Есть люди, которые ездят и контролируют работу эвакуаторов. Нажива небольшая, а влететь можно сильно. Техник самостоятельно не может принять решение об эвакуации. Если он видит неправильно припаркованное транспортное средство, то он сообщает об этом в ГИБДД или дорожную инспекцию, ждет инспектора», - говорят нам в службе эвакуации. 

Автомобили с номерными знаками «АМР» и «ЕКХ» могут не забрать.

По их словам, нет никаких уважительных причин для отмены штрафа. Когда выписывается бумага, остановить процесс можно только обжалованием в суде. Но иногда дорожные инспекторы все же входят в положение и прощают нарушителей.

«Машины инвалидов мы не трогаем, если женщины беременные приходят или с маленькими детьми, тоже штрафы стараемся не выписывать», - говорит один из инспекторов, оформляя Volkswagen Sirocco, неправильно припаркованный на внешней стороне Садового.

Машину уже почти начали поднимать, как с криками «Стойте!» к нам подбежал молодой парень – владелец Scirocco. «Фу... Успел, я успел! Снимайте все, я уеду сейчас», - парень долго не мог отдышаться. На вопрос, как он узнал об эвакуации, говорит, что почувствовал. «Нутром почувствовал, что забирают. Вот метрах в ста до этого места стояли гаишники, они сказали мне, что парковаться нельзя до желтой линии. Я проехал ее и залез на тротуар до клумб», - говорит нарушитель.

Надо признать, что автомобиль стоял на тротуаре в пешеходной зоне. Однако клумбы зачем-то поделили тротуар по ширине на две части и со стороны действительно можно подумать, что одна его часть отдана под парковку. «Без мата очень сложно. Тем более, у бедных студентов забрать 8 тысяч за эвакуацию.

Эти деньги не идут на дороги, не идут на создание тех же парковок. Это частная компания, деньги идут непонятно куда. Если на деньги за эвакуацию мне починят дорогу около дома, где я колесо пробил, то я вам сам эти деньги отдам. А так, чтобы она на стоянке постояла за 8 тысяч, при том, что она никому не мешает. Давайте любого прохожего спросим, мешает машина или нет...», - на этих словах молодой парень живо бросился к людям. 

Сперва он остановил пару своих ровесников, которые его поддержали и сказали, что машина не мешает. Следом шла молодая студентка, которую не смутил напор владельца Scirocco, и она также его поддержала: «Машина мне не мешает».

Тут в игру вступил и представитель московского паркинга. Он подошел к пожилому мужчине и задал аналогичный вопрос. К его удивлению, мужчина поддержал водителя чуть было не эвакуированной машины и сказал, что автомобиль пешеходам не мешает, добавив мечтательно:

«Ну, а куда-то же надо ставить». Получив поддержку населения, довольный юноша сел в сою машину и уехал. Штраф он не получит, потому что автомобиль не успели поднять на эвакуатор. Но на вопрос о возможном штрафе он ответил, что платить не стал бы в любом случае. 

Парковщики уже начали сворачиваться, когда женщина, чей Mitsubishi Outlander только что скрылся из виду на эвакуаторе, тихо подошла к инспектору и расстроенно попросила у него протокол.

«Я понятия не имела, что тут парковка запрещена. Думала, что клумбы специально огородили места для машин. Меня первый раз эвакуировали. Когда я подъехала, тут стояло много машин, да и знаков никаких не было», - сказала нарушительница и отправилась ловить такси до штрафстоянки.