Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 33 (961) от 14 августа 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Лесной «театр» и ведущие актеры

Наталья ФОНИНА

ПРИКРЫВАЯСЬ ЗАКОНОМ, КАК ФИГОВЫМ ЛИСТОМ
Почти месяц назад я отправила запрос в Управление лесами по Приморскому краю. В нем написала, что мне стало известно о том, как в Чугуевском районе воруют лес по определенному сценарию. Думаю, сюжет сценария можно передать одной фразой: этот спектакль о том, как в Приморье воруют лес, прикрываясь законом, словно фиговым листом.

Далее в запросе я сообщила, что многие откровенничают о причастности к этому «лесному театру» ведущих актеров из Управления лесами – На запрос ответа пока не получила. Но информатор, который пожелал не называть своего имени в СМИ, сказал, что управление лесами будет отвечать за запрос тогда, когда получит указание непосредственно от В.В. Путина. Может, он главный режиссер всего спектакля? Видимо, придется позвонить премьеру.

Пикник по-русски или Раздел России за тридцать серебреников

Сейчас отечественный леспром нацелен на развитие лесопереработки и постепенно наращивает мощь. Но каким образом инициатива регионов подкреплена «свыше» – на законодательном уровне? Реформы в Управлении лесами, по мнению участников прошедшего форума ГРИНПИС, привели к разрухе лесного хозяйства и проблемам, с которыми сталкиваются лесоперерабатывающие предприятия.

В 2010 году в Лесной кодекс внесли изменения. Число рабочих в лесничествах сократили. В таких условиях контролировать обстановку на лесных участках сложно.

В лесном законодательстве указано, что основная обязанность по охране лесов возложена на правоохранительные органы: они имеют право задержать «черных лесорубов» и предъявлять претензии. Арендаторы могут только содействовать охране леса и информировать о месте нахождения на арендуемой ими территории «черных лесорубов».

Две недели назад в администрации Чугуевского района проходило рабочее совещание, посвященное борьбе с незаконными рубками. На нем присутствовали представители администрации, арендаторы и сотрудники полиции. На совещании говорили о проблемах охраны лесных территорий.

Ниже цитирую один из моментов диспута, произошедшего в ходе рабочего совещания.

– Но позвольте, какое право мы имеем задерживать «черного лесоруба». Он окажет сопротивление. Впоследствии обратиться в те же правоохранительные органы с жалобой о незаконном задержании и будет прав.

– Случалось, что мы информировали о том, что на нашей территории работают нелегалы. Но никакой реакции от правоохранительных органов не последовало. Бывало, что на месте незаконной рубки встречались люди с автоматами. Дождаться помощи от милиции мне в тот момент не удалось.

– О чем вы говорите, – прервал глава администрации Чугуевского района – Мы сейчас не о том ведем речь.

Кстати, речь шла, как раз о том, что касается охраны лесов, о наболевшем...

Как распоряжаются лесными богатствами?

В 2008 году при заключении договоров с арендаторами администрация Приморского края обязала Управление лесами повысить размер арендной платы. К минимальной арендной плате, которая перечислялась в федеральный бюджет, добавили повышающий коэффицент, «довесок» шел в бюджет Приморского края. Никаких нормативно-правовых обоснований для повышения арендной платы не было. И несколько предприятий группы компаний «Дальлеспром», что находятся в Приморском крае, обратились в УФАС по Приморскому краю.

УФАС признала незаконными повышающие коэффиценты, и вынесло Управлению лесами по Приморскому краю предписание. Арбитражный суд поддержал УФАС. В договоры арендаторов, которые обратились с жалобами, внесли изменения.

Остальные платят аренду с учетом повышенного коэффицента. Ходят слухи, что некоторым жалобщикам угрожали, обещая лишить заработка.

Из Приморья - в Хабаровский край

Территория Хабаровского края протяженностью в 75 миллионов гектаров. 65% общей площади края занимают леса. Общий запас древесины на ней 5 млрд кубометров.

На лесных площадях, которые отданы в аренду, ежегодно запланирована вырубка 11,7 миллионов кубометров.

Но лесопереработка в Хабаровском крае, как и в целом в России, не вышла на уровень производства 90-х годов. Большую часть кругляка экспортируют за рубеж. Хотя в последние пять лет о строительстве и возрождении деревообрабатывающего производства говорят и федеральные, и региональные власти. Законопроект о повышении пошлин на вывоз кругляка не смогли реализовать в кратчайшие сроки, как планировали.

Рассказывает заместитель министра Министерства природных ресурсов, председатель комитета лесной промышленности КОВАЛЕВ Вячеслав Александрович:

«В прошлом году мы произвели 5,5 миллионов кубометров деловой древесины. Но в производство пошло только 1,5 миллиона. У нас проблема номер один, как и во всей России – недостает производственных мощностей: современного высокотехнологичного оборудования, которое могло бы обеспечить бесперебойное производство продукции из древесины. На мировом рынке большая потребность в сертифицированной продукции, лучшего качества.

В 2010 году правительство РФ оценило обстановку и пришло к выводу: российские лесоперерабатывающие предприятия в настоящее время не в силах переработать заготавливаемую древесину.

В законопроект о повышениии пошлин на вывоз кругляка внесли коррективы: в 2007, 2008 и 2009 годах пошлина возрастала постепенно. В 2010 году пошлину оставили без изменений».

А может, правительство РФ не захотело терять возможность получать огромные откаты от вывоза нелегального леса? Ведь коррупционная машина в лесном бизнесе работает исправно.

Китайское лесопиление, которое распространено в лесных поселках, отличается низким качеством. Зато оно удобно нелегалам-лесозаготовителям. Китайское лесопиление – большое зло для лесной промышленности и лесного хозяйства.

Господин В.В. Путин в незапамятные времена негодовал о том, что в Китай уходят большие объемы леса и говорил о том, что срочно необходимо повышать пошлины на вывоз кругляка до 80%. Но после все утихло. Очевидно, его все устраивает?

Предполагаю, что лесная промышленность пройдет еще «огонь и воду» в то время, как российским лесом пользуются предприиимчивые китайцы.

А у лесной промышленности на настоящий момент комплекс проблем.

Одна из главных – наладить безотходное производство, где в ход пойдут опилки и некачественная древесина. Огромный целлюлозно-бумажный комбинат в рыночных условиях содержать сложно. Строить и содержать его на базе одного лесоперерабатывающего предприятия – затратно и невыгодно. В нынешний условиях нет стабильности: сегодня сырье поставляют, а завтра грядут проблемы с сырьем, как это случается. Остановить ЦБК – равносильно провалу, он должен работать бесперерывно. Не так давно финские экономисты приезжали в Хабаровск и произвели расчеты.

Для строительства ЦБК необходимо 45 миллиардов рублей. Оказалось, чтобы окупить затраты на строительство ЦБК уйдет 12,5 лет. В России никто не станет вкладывать средства более чем на 7 лет. Во-первых, меняются технологии и рынок производства. Во-вторых, в финансировании нуждаются социальные сферы – образование и медицина. К сожалению, механизмов, чтобы построить огромный ЦБК, пока нет. Единственный выход – остановиться на проекте маленького завода, который будет расширять производство по мере необходимости и финансовых возможностей. Сейчас подобным проектом, который ориентирован на комплексное производство, занимается «Дальлеспром»: в настоящее время налажено производство шпона, пиломатериалов; следующим этапом будет строительство небольшого целлюлозно-бумажного завода, который способен переработать 500-700 тысяч кубометров сырья. Завод планируют запустить в производство к 2015 году».

Лесоустройство и освоение лесов

Большая проблема с качеством древесины и иссследованием лесов, как его по другому называют, с лесоустройством. Казалось, что здесь такого, лес растет невзирая на кризисы. Но не тут-то было! Арендатор планирует заготавливать лес определенных пород и в определенном месте. Ему предоставляют сведения о состоянии лесного фонда на той территории, которую предприниматель хочет арендовать. После заключения договора аренды, предприниматель обнаруживает, что качество леса на арендуемой территории плохое, он частично вырублен, и сведения о лесном фонде устарели. Сейчас такие несовпадения желаемого и действительного – большая проблема.

Как объяснил руководитель департамента внешних связей Виктор Георгиевич Трунин:

«Никто в последнее время не занимается исследованием лесов. Информация о лесоустройстве зачастую недостоверная, потому что в последний раз обновлялась примерно в 1986 году. Качество леса ухудшилось. Выход деловой древесины составляет 52%. Но если правильно использовать лесные ресурсы, лес самовосстанавливается.

Огромная беда для лесов – пожары, от которых погибает большое количество, в том числе, и деловой древесины.

Большая часть деловой древесины высокого качества произрастает в зоне транспортной недоступности или требует длительной транспортировки, что делает производство более затратным. Поэтому, исходя из экономики лесной отрасли, заготавливать меньше 100 000 кубометров леса нет смысла.

Я думаю, что для развития отрасли необходимы мелкие и крупные предприятия, которые по разному строят рыночные отношения, в том числе привлекают подрядчиков, которые в свою очередь используют наемную рабочую силу. В зависимости от того, какие цели преследует предприятие: лесопереработку или заготовку леса как оказание услуги».

Говорить о том, когда лесопереработка в России выйдет на уровень производства 90-х годов, пока рано. Но перспективы для развития отрасли есть. Все бы складывалось, куда лучше, если б арендаторам предоставляли приспособленные для лесного бизнеса территории: с дорожной инфраструктурой и исследованными лесами. Ведь никто не сдает в аренду квартиру, в которой нет отопления, отсутствуют рамы или двери.

Хорошо было бы, если инициативы субъектов поддерживались на федеральном уровне. Все петиции лесовиков – о том, что тормозит развитие лесного хозяйства, прежде всего, лесничеств, которые ныне претерпевают трудные времена. Причина тому – введение нового Лесного кодекса, который лишил возможности обеспечивать себя за счет собственной хозяйственной деятельности, ликвидировал государственную лесную охрану и превратил будни лесничих в бумажную волокиту вместо реальной возможности контролировать ситуацию в лесу.

Наталья ФОНИНА


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100