Защита прав
Уполномоченный по правам человека в Приморском Крае: поток жалоб растет в прогрессии…
Анна Селезнева
В столице России 5 июля 2006 года прошла представительная конференция правозащитников “Права человека в Российской Федерации в год ее председательства в “большой восьмерке” и Совете Европы.”
Публикуем одну из фотографий фоторепортажа с конференции Фонда “Общественный вердикт”
Вступление.
Закончилось первое полугодие 2006г. Подведены итоги в аппарате Уполномоченного по правам человека в Приморском крае. Сергей Жеков сообщил о работе с обращениями граждан в первом полугодии, об основных проблемах обратившихся к нему за помощью.
***********
924 письменных и 1182 устных обращений !
Столько обращений поступило в адрес Уполномоченного только за первое полугодие 2006 года - практически столько же, сколько за весь предыдущий год!
Более того, необходимо отметить, что число обращений в течение двух лет возрастает в арифметической прогрессии.
Что это означает? Прежде всего, конечно, - рост массовых нарушений прав граждан в Приморье, и социальных, и экономических, и политических, несмотря на все заявления и уверения властей, что жить стало лучше, пособия и зарплаты растут, законы принимаются, а права людей защищаются всё лучше.
Однако статистика обращений к Уполномоченному по правам человека свидетельствует о другом. Более того: чем больше приморцев узнаёт о работе Уполномоченного, тем быстрее нарастает число обращений к нему.
ГЛАВНЫЕ НАРУШЕНИЯ – СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН
Основная причина обращений граждан - нарушение социально-экономических прав граждан – 510 обращений, 56,2% от общего количества. Больше всего письменных обращений связано именно с этой причиной. Это и ЖКХ, и пособия, и зарплаты, и пенсии
Второе место занимают обращения, связанные с нарушением личных прав граждан - 43, 8%, в том числе в 9 обращениях содержатся жалобы на нарушение политических прав граждан.
Обращаются к Уполномоченному также за помощью в установлении опеки, приватизации имущества, возврата вложенных в банк денежных средств, получении российских паспортов и по многим другим вопросам.
Но не во всем можно помочь только силами Уполномоченного и сотрудников его аппарата. Увеличение числа обращений о нарушении конституционных прав граждан на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь свидетельствует о необходимости принятия соответствующих мер на краевом и муниципальном уровнях.
И тогда Уполномоченный направляет обращения к Губернатору, краевым и городским властям, депутатам Законодательного собрания, добиваясь принятия необходимых решений. Иной раз решения принимаются – об этом «АВ» уже сообщали в подборках и материалах.
Понятно желание всех заявителей любым способом решить свою проблему, но зачастую решение подобных обращений - не в компетенции Уполномоченного. В таких случаях сотрудники аппарата Уполномоченного дают подробные консультации заявителям, подсказывают, куда обратиться.
Озабоченность вызывает и возросшее число обращений, связанных с нарушениями в уголовно-правовой сфере – 209 письменных обращений получено Уполномоченным. Основные жалобы обратившихся: волокита в ходе предварительного следствия, при рассмотрении кассационных и надзорных жалоб, несогласие с приговором, жалобы на действия сотрудников и на условия содержания в ИВС, ИК, СИЗО и др.
ЧТО СДЕЛАНО ПО ОБРАЩЕНИЯМ ГРАЖДАН?
По результатам рассмотрения обращений в аппарате Уполномоченного 22,1 % обращений признаны удовлетворенными, по 43,5% даны консультации, 18,5 % обращений направлено по принадлежности, т.е. в те органы власти, в компетенции которых находится решение вопроса, поднятого в обращении.
По всем обращениям предпринимались конкретные шаги по восстановлению нарушенных прав, направлялись рекомендации в адрес государственных и муниципальных органов власти, должностных лиц для устранения выявленных нарушений прав и свобод, проводились проверки, запрашивались объяснения должностных лиц о причинах принятия того или иного решения. При необходимости давались разъяснения действующего законодательства, а материалы направлялись для принятия мер.
ПРИЁМ НЕ ТОЛЬКО ВО ВЛАДИВОСТОКЕ…
Теперь необязательно ехать во Владивосток, чтобы обратиться к Уполномоченному: все чаще организуются выездные приемы граждан. Такие приемы с участием Уполномоченного, его представителей в муниципальных образованиях, сотрудников аппарата прошли в городах Артеме, Дальнереченске, Лесозаводске, Партизанске, Уссурийске, в Дальнереченском, Лазовском, Кировском и Шкотовском муниципальных районах. В ходе этих приемов за защитой своих прав обратилось 113 жителей края.
ПРАВА ПО-ПРЕЖНЕМУ НАРУШАЮТСЯ!
Анализ содержания основной массы обращений в адрес Уполномоченного со всей очевидностью свидетельствует, что положение с соблюдением прав и основных свобод жителей края заметным образом не улучшилось. Уполномоченный и сотрудники аппарата понимают: необходимо более полно использовать свой правозащитный потенциал, определенный Законом.
В этой важной правозащитной работе Уполномоченный и его аппарат рассчитывают на поддержку органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, на помощь общественных правозащитных организаций и средств массовой информации.
Кстати, даже рост обращений к Уполномоченному свидетельствует не только о массовости нарушений прав граждан, но и о повышении активности жителей края. Связано это, по мнению Сергея Жекова, и с оживлением деятельности общественных правозащитных организаций в крае, и с повышенным вниманием средств массовой информации к правозащитной тематике. Необходимо отметить, что все большее число граждан узнаёт о деятельности Уполномоченного по правам человека в Приморском крае, и это увеличивает приток обращений.
Уполномоченный прекрасно понимает важность общественной и государственной поддержки своих усилий, он признателен всем, кто оказывал реальное содействие и поддержку в решении жизненно важных проблем жителей Приморья, в защите их законных прав и свобод. Он обращается не только к местным властям, но и в Правительство, Госдуму, Высший Арбитражный Суд… И это не просто общие слова….
***
Даже сейчас, в разгар лета, каникул, отпусков, дач, огородов, поток писем и обращений, личных и коллективных, в адрес Уполномоченного по правам человека не уменьшается. И каждый день к нему идут жители края с вопросами, проблемами, жалобами, горестями…
Анна Селезнева
Другие статьи номера в рубрике Защита прав: