Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 27 (695) от 12 июля 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Хамство сквозь улыбку

Галина Клюс

Нет, что ни говори, а жизнь в последние годы резко изменилась, особенно в сфере торговли. Словно грибы после дождя выросли кругом всевозможные супермаркеты по европейскому образцу, различные бутики, удвоилось, если не утроилось чисто рыночных городков, больше стало обыкновенных магазинов, прилавки буквально ломятся от изобилия разных товаров: бери – не хочу.

И кто из нас, уважаемый читатель, грешным делом, не думал о том, что вот наконец-то дождались, теперь-то нас будут обслуживать по самым лучшим правилам, какие есть в цивилизованном мире. Конкуренция – это серьёзная штука, чуть что не так – и соперники тебя обставят в два счёта.

Ан нет, и сейчас, когда всего полным-полно, менталитет у торговцев остался на прежнем уровне, и такое понятие, как «не обжулишь – не проживёшь» прочно, как клещ, сидит в их дремучем сознании.

И благодаря этому первобытному менталитету, мы, простые граждане, живущие, как и прежде, от зарплаты до зарплаты и от пенсии до пенсии, после похода по торговым точкам всякий раз чувствуем какое-то подозрительное опустошение: в кошельках, сумках. Преследует дурацкое ощущение: вроде бы брал в совокупности несколько килограммов продуктов, а сумка, чёрт побери, лёгкая, как одуванчик. Ясное дело, что обдурили. А ведь почти везде, где покупаешь, продавцы зазывают тебя с такой ласковой милой улыбочкой, что, право, становится неудобно их в чём-то подозревать, да ещё ходить на контрольные весы перевешивать товар. И всё же я однажды не выдержала и решила жить по-другому, то есть хотя бы один день не доверять торговцам. Сказано – сделано. Отправилась на центральный рынок, где я обычно отовариваюсь по той причине, что цены здесь наиболее приемлемые. Подхожу к прилавку, за которым гора окорочков. А продавщица уже радостно машет руками, как лучшей подружке, и лицо у неё расплылось в улыбке.

Но я, заранее настроенная на проверку, сухо сказала, сколько мне надо взвесить. Когда окорочка оказались в моей сумке, решительным шагом пошла на контрольный пункт, благо он находится рядом. После перевеса, как я и ожидала, выяснилась пренеприятная деталь. Весёлая продавщица обманула меня ровно на 300 граммов. И что вы думаете, она хотя бы покраснела для приличия, когда я твёрдо сказала, чтобы мне доплатили. И не извинилась, а также с улыбочкой отсчитала деньги.

В этот контрольный день, который я сама на себя добровольно взвалила, я только тем и занималась, что ходила от прилавков до контрольных весов. Там, где был весовой товар, торговцы точно сговорились, каждый норовил обжулить, кто на сколько: на пятёрку, десятку, а в общей сложности набралась вполне приличная сумма, на которую можно было безбоязненно протянуть несколько дней.

И такой убыток только в одном месте, а если подсчитать его по другим торговым точкам? Голова у меня буквально закружилась от цифр. На другой день маршрут у меня изменился, и я отправилась в обычный уютный магазинчик, где по своей наивности считала, что меня никогда не обманывали. Стою и жалуюсь женщине за прилавком, что вот на рынках и цены вроде дешевле, а в итоге выходит себе дороже из-за бессовестных обвесов. Молодая продавщица слушала и сочувственно кивала головой.

- Нет, я так слишком не борзею, - решительно заявила она, - такие обвесы сразу бросаются в глаза. Я потихоньку, незаметно отщипываю от каждого покупателя.

- А разве нельзя совсем не обманывать! – с укором бросила я.

У неё даже глаза округлились от ужаса, и она в панике замахала руками:

- Нет, что вы! Совсем невозможно! Продавец без навара – не продавец.

Долгое время не знаю почему, но я полагала, что доверять можно только роскошным супермаркетам. Уж там не может быть никакого подвоха, думала я. Но вот как-то купила в магазине «Кристалл» десяток яиц, и когда начала готовить их для сковородки, то по всей квартире распространились такие ароматы, что пришлось проветривать квартиру.

Как я узнала в отделе прав и потребителей администрации, в деле обмана покупателей супермаркеты не являются исключением. Напротив, надо быть настороже, когда тут покупаешь продукты. Нередки случаи, когда в супермаркетах бывает просрочка товаров. Гонясь за внешним лоском, за всеми яркими атрибутами для заманивания покупателей, здесь порой забывают о качестве продуктов. И вот впору задаться риторическим вопросом. Кто виноват в том, что нарушаются наши права, что нас цивилизованным образом беззастенчиво грабят? Разумеется, в первую очередь те, кто это делает. Однако потворствуем этому мы сами, своим молчанием, боязнью хотя бы раз возразить, вступить в спор с обидчиками.

Как-то в одном магазине я купила к ужину килограмм ветчины, и в радужном настроении наша семья уселась за стол. Но не тут-то было. Ветчина почему-то оказалась с довольно противным душком, к тому же, когда её разрезали, середина представляла собой ужасное зрелище. Словом, аппетит к подобному продукту был надолго отбит. Но вот, как бывает в подобных случаях, когда встал вопрос, что делать, мы были в затруднении. По-хорошему надо было идти в магазин и потребовать назад свои кровные. Но дело было уже позднее, перспектива возвращаться обратно в магазин и ругаться с продавцами показалась малоприятной, как и испорченное мясо. В конце концов испорченный продукт оказался в мусорном ведре. А зря. Согласно Кодексу Российской Федерации об административном правонарушении от 2002 года Закон был на нашей стороне.

Я знаю случай, когда одна принципиальная гражданка явилась в отдел по защите прав потребителей и прихватила с собой купленный торт, который оказался плесневым. Благодаря настойчивости и большой дозе адреналина, выработавшегося в крови при виде опасного продукта, принципиальная покупательница добилась своего. После того, как она пригрозила судом, в магазине, где приобреталась покупка, перед ней извинились и вернули обратно 200 рублей за этот самый злосчастный торт. Бывает, когда возмущённые граждане через суд выигрывают дела, где фигурируют те или иные торговые организации.

Одним словом, не открою Америку, если скажу, что хамство по отношению к нам, потребителям, буйным цветом расцветает именно там и тогда, когда люди делают вид, что его не замечают.

Галина Клюс.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100