Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 38 (1018) от 18 сентября 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Марш думать!

Марина ЗАВАДСКАЯ

15 сентября в России состоялся Марш Миллионов. В 50 городах, говорят. Но, конечно, основной – в Москве.

Долго его согласовывали. Что только власти Москвы ни придумывали (а может и повыше, но они тоже в Москве)!

Первую заявку не стали рассматривать: у заявителя Давидиса есть административные аресты, а по новому закону такого у заявителя быть не должно. Вообще-то у Давидиса как раз и нету никаких административных дел, но тут важно не сказать правду, а придумать повод отклонить заявку.

Ничего, подали новую. Власти стали посылать Марш на окраины. Заявители заявили, что все равно Марш пойдет по центру. Ну, так и быть, согласовали: от Пушкинской до проспекта Сахарова.

Каждый раз неизвестно, сколько народу придет. Мало ли что пишут о намерениях во всяких Фейсбуках и Вконтактах. И когда приходят всё-таки многие – организаторы радуются. В этот раз опасались: сентябрь еще, многие в отпусках, да и не «разогрелись» еще.

Дмитрий Быков, правда, надеялся, что после изгнания Геннадия Гудкова из Госдумы (а это произошло аккурат накануне) придут оскорбленные избиратели (а их за список, возглавляемый Гудковым, проголосовало более 200 тысяч).

Надежды не оправдались. Пришло много, но… Данные расходятся. ГУВД говорит о 14 тысячах (а по прошлым разам мы уже привыкли к коэффициенту 3: на столько надо умножать полицайские данные), некоторые оппозиционеры говорят о 100 тысячах. Но наиболее трезвые соглашаются, что, конечно, больше 14, но меньше 50. То есть меньше, чем зимой-весной. Почему?

Это отмечают практически все участники Марша: исчез драйв.

И то: ходят-ходят, а результаты где? Власть, вроде бы сначала струхнувшая, оправилась и пошла в наступление: приняты драконовские поправки к законам, принимаются они в пожарном режиме, «не место для дискуссий» принимает всё, что ей спустят «начальники», да еще и свои инициативы выдвигает (как правило – дурацкие, но это не значит, что они не станут законами). Требования митингующих выполнять никто не собирается. А старая песня «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» – уже старая, не вдохновляет.

Так почему же вышли эти 35-40 тысяч? Об этом тоже говорилось с трибуны. Вот версия Дмитрия Быкова:

«В России есть три силы. Первая – власть. Обращаться к ней бессмысленно. Но ее стоит поблагодарить. Она собрала вместе разные силы, которые не хотят считать себя ничтожеством. Есть и вторая сила – собравшиеся на этой площади. Но обратиться я хочу к третьей – тем, кто запаслись попкорном и молча наблюдают за происходящим. Не бойтесь, выходите! Быть человеком нетрудно! Быть ничтожеством гораздо хуже!»

А вот версия Алексея Навального: «Ответ на вопрос «сколько ещё мы будем митинговать» очень прост: до победного конца. Столько, сколько понадобится.

Участие в общих протестных акциях должно стать постоянным актом гражданской самоидентификации.

На работу хожу – поддерживаю свою семью. В магазин хожу – покупаю мясо для борща.

В парикмахерскую хожу – хочу прилично выглядеть.

На митинги хожу – хочу нормального будущего для себя и своих детей. Только так. Кто кого переупрямит. Кто работает лучше и эффективнее».

Кстати, к Маршам постепенно подключаются новые протестные силы. Второй раз уже идет колонна «научников»: преподаватели и студенты вузов, научные работники. Никто ведь не станет отрицать, что с образованием и наукой у нас – проблемы. Поскольку сами «научники» их решить не могут, они вливаются в общий протест. Учителя – тоже работники образования, но, будучи членами и председателями избирательных комиссий, не возражающими против фальсификаций, они молчат.

Появились, наконец, не только политические, но и социальные лозунги. И про тарифы, и про цены, и про забастовки.

Нового практически ничего сказано не было. Сергей Удальцов по-прежнему призывал к майдану (впрочем, он предложил для боящихся слова «майдан» новое слово: «вече»), его снова задержали: митинг был согласован до 22:00, и тут возникли сложности с часами. Удальцов утверждает, что его задержали в 21:57, полицаи утверждают, что было уже 22:01. Крохоборы.

Разумеется, противники Марша немедленно закричали, что Марш и митинг провалились, что народу пришло мало, а в следующий раз придет еще меньше.

Масла в огонь подлила и неудачная фраза, произнесенная Каспаровым: «Власть борется за свое право – за право беззастенчиво грабить страну и бесконечно обогащаться. И это право путинская воровская бригада нам так просто не отдаст!..»

И вообще: все эти марши и митинги – пустое занятие, их никто не боится, и прежде всего власть…

Ну, не надо так нервничать. Прям-таки никто не боится? А вот накануне марша некие «православные» широко распространили заявление, что они встретят этот Марш на месте сбора, причем придут «с серебряными пулями и кинжалами», что они воспротивятся «силам зла и бесам» и пойдут противосолонь.

Невежды. Это силы зла ходят противосолонь, а силы добра – как раз наоборот, посолонь! Так вот, это все оказалось, как выражался основоположник ленинизма, «разговорами в пользу бедных». Никто, конечно, не пришел «ходить противосолонь». Личные дела зедержали? Утюг дома забыли выключить и пришлось вернуться? Или что?

А насчет того, что власть не боится – примерно такие же разговоры. Согласовали же? Согласовали. Потому что организаторы решительно заявили, что марш состоится в любом случае и в любом случае – в центре. Это вон «драчунов подушками» в Питере оштрафовали на 10-15 тысяч, хотя акция их была абсолютно не политическая – так, развлекуха, выброс адреналина, драйв. А вот участников Марша штрафовать не торопятся. Потому что понимают: бесполезно, только на негатив нарвешься.

Но менять формат и содержание протестных митингов, безусловно, надо, и многие уже об этом задумались.

И, главное, необходимо, чтобы оргкомитет был легитимным, всеми признаваемым. Пока что в оргкомитете «самозванцы»: их никто не выбирал (так стихийно сложилось). Александр Подрабинек уверен, что в Марше участвовало гораздо больше народу, чем осталось на митинг.

Впрочем, эта проблема уже решается: назначены выборы в Координационный совет оппозиции. Кандидаты уже зарегистрировались, сейчас идет регистрация избирателей.

Помимо общегражданского списка кандидатов, есть еще и три списка по «куриям»: левые, либералы, националисты.

Конечно, в этих выборах примет участие не всё население страны, но для тех, кто ходит на протестные мероприятия, избранный Координационный совет будет вполне легитимным.

Есть оппозиционеры, которые в выборах не участвуют и отрицают их: типа, не время конкурировать друг с другом, надо объединяться! Ну-ну. Вон в Питере дообъединялись: организаторы разругались настолько, что вместо одного Марша по городу прошли два. Никакой конкуренции?

Это сейчас можно говорить: «Да я бы все равно победил, но не хочу участвовать…» После 20-21 октября (когда состоится голосование) подобные высказывания просто обнулятся. Как говорится, победил бы, да «бы» мешает.

Эти выборы, которые сначала властью были восприняты с насмешкой (на словах и сейчас насмехаются), уже пугают власть. Еще месяц до голосования, а на сайт Центральной выборной комиссии уже начались DОS-атаки.

Ну что ж. Процесс идет в правильном направлении.

Марина ЗАВАДСКАЯ,
фото: Рустема Адагамова.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100