В настоящее время в государственном образовательном стандарте предусмотрено большое количество предметов, изучение которых направлено в первую очередь на формирование у обучающихся активной жизненной позиции, созданию благоприятной атмосферы в процессе социализации.

Но, несмотря на то, что количество академических часов на изучение отдельных предметов, например, физической культуры увеличено, некоторые предметы вообще исчезли из школьного аттестата. Это относится к астрономии, которая с 2008 года не преподается в школах по причине несоответствия учебных пособий. Ни один из учебников не имеет маркировки, свидетельствующей о его допуске к образовательному процессу, хотя в некоторых школах астрономия присутствует в виде курсов.

В то время как в советское время в программу образовательного стандарта входили еще и разновидности астрономии, например, космография. В обучении астрономии необходимо постоянное самосовершенствование учителя, поиск новых способов и средств развития детского кругозора. Важным этапом является наблюдение за звездными телами, которое возможно лишь в ночное время, что не всегда совместимо с возрастом обучающихся.

Более того, для этого необходимо специальное оборудование, которым государство не в силах снабжать каждую школу страны. Хотя только по учебникам эту науку изучать невозможно, так же как и археологию. В ней большое значение отводится практическим занятиям на природе, в музеях, изучать экспонаты в лабораториях. Но школьная программа не резиновая, возможно именно поэтому данные предметы были исключены из образовательного процесса и они введены в программу среднего, а также высшего профессионального образования.