фото

9 октября исполняется 140 лет со дня рождения Николая Константиновича Рериха

ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ

«Сдайтесь, певцы и художники! Кстати ли

Вымыслы ваши в наш век положительный?

Много ли вас остается, мечтатели?

Сдайтеся натиску нового времени!

Мир отрезвился, прошли увлечения —

Где ж устоять вам, отжившему племени,

Против течения?»

2

Други, не верьте! Все та же единая

Сила нас манит к себе неизвестная,

Та же пленяет нас песнь соловьиная,

Те же нас радуют звезды небесные!

Правда все та же! Средь мрака ненастного

Верьте чудесной звезде вдохновения,

Дружно гребите во имя прекрасного

Против течения!

3

Вспомните: в дни Византии расслабленной,

В приступах ярых на божьи обители,

Дерзко ругаясь святыне награбленной,

Так же кричали икон истребители:

«Кто воспротивится нашему множеству!

Мир обновили мы силой мышления —

Где ж побежденному спорить художеству

Против течения?»

4

В оные ж дни, после казни Спасителя,

В дни, как апостолы шли вдохновенные,

Шли проповедовать слово Учителя,

Книжники так говорили надменные:

«Распят мятежник! Нет проку в осмеянном,

Всем ненавистном, безумном учении!

Им ли убогим идти галилеянам

Против течения!»

5

Други, гребите! Напрасно хулители

Мнят оскорбить нас своею гордынею —

На берег вскоре мы, волн победители,

Выйдем торжественно с нашей святынею!

Верх над конечным возьмет бесконечное,

Верою в наше святое значение

Мы же возбудим течение встречное

Против течения!

А.К. Толстой

Это стихотворение Алексея Константиновича Толстого было любимым у Николая Рериха, высоко ценившего все творчество поэта. Когда смотришь ранние картины художника, поражаешься созвучию русских струн души в творчестве Толстого и Рериха. Стоит прочесть всего несколько строк из одного только стихотворения «Колокольчики мои, цветики степные…», чтобы окунуться в нежный тихий аромат русской природы. И такой же Русью веет от рериховских майских одуванчиков, которыми так щедро и радостно усыпаны весной наши пригорки.

Культурное наследие нашей Отчизны так велико и прекрасно, что мы, плавая и живя в его пространстве, ведем себя так, словно это само собой разумеется, и потому не стоит слишком заботиться о наших уникальных культурных ценностях, потому как мы в любой момент насоздаем себе всякого такого сколько угодно.

Ан, нет! Титаны духа творят не по человеческому желанию, где и когда вздумается, а по Божиему промыслу – где дух укажет.

ЗНАМЯ МИРА ЕСТЬ, ЗНАМЕНОНОСЦЕВ НЕТ

К таким духовным титанам принадлежит и Николай Рерих. И сейчас самое время вспомнить о его деятельности в защиту культурных ценностей. Тем более, что 2014 год объявленный в России годом Культуры, самым трагическим образом совпал с военными действиями на востоке Украины.

Почему так важно в связи с этим имя Николая Рериха? Оно важно потому, что именно он озаботился охраной культурных ценностей во время вооруженных конфликтов.

Именно Николаем Рерихом в предвиденье Второй мировой войны был создан подобно красному кресту опознавательный знак для размещения его во время военных действий на особо ценных культурных объектах, для охраны их подобно красному кресту. Этот символ (три малых круга внутри одной окружности), размещенный на белом полотнище, получил название Знамени Мира, которое было предложен Н. К. Рерихом для международного Пакта по охране культурных ценностей.

Что означает знак на Знамени? Был ли он плодом творческого воображения или это какой-то древний символ? Сам Николай Рерих писал об этом знаке: «Символ этот имеет огромную древность и встречается во всем Мире, потому он не может быть ограничен какой-либо сектой, организацией, религией или традицией, а также личными или групповыми интересами, ибо представляет эволюцию сознания во всех ее фазах…

фото…Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно — одни говорят, что это прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры...

…Наконец-то я могу Вам послать домашний снимок с моей последней картины, посвященной смыслу значения знака Знамени. Можете показать эту фотографию и некоторым членам Комитета, и всем тем, кому, предполагаете, это будет полезно. Скажите всем невеждам, пытающимся подставить какие-то свои своекорыстные или злонамеренные объяснения, о смысле этого Изображения. Что может быть древнее и подлиннее византийской концепции, уходящей в глубину веков к первому обобщенному Христианству и так прекрасно претворенной в иконе Рублева «Святая Живоначальная Троица» Свято-Троицкой Сергиевской Лавры.

Именно этот символ — символ древнейшего Христианства, освещенный для нас также и именем Св. Сергия, подсказал мне наш знак, смысл которого и выражен на прилагаемом снимке, сохранив все элементы и расположения их, согласно иконе Рублева. Пусть этот снимок будет у Вас в Париже на случай каких-либо новых попыток опрокидывать уже существующее.

Посылаю Вам еще снимок Св. Владычицы Знамени — Мадонны Орифламмы…

…Сегодня почта из разных стран принесла немало знаков о движении нашего Пакта по охранению Культурных ценностей. Прислана копия с древней иконы Святого Николая Чудотворца, утвержденная к печатанию митрополитом Антонием. Из других мест прислан снимок с издания типографии Киево-Печерской Лавры шестидесятого года служба Преподобному Сергию, игумену Радонежскому Чудотворцу.

Из Испании посылается снимок с изображения Святого Доминго из „Силоса“ (археологический музей Мадрида). Также из Испании посылается изображение Святого Михаила, работы Бартоломео Вермехо (1440). На всех этих изображениях можно видеть знак Знамени Пакта, что для многих будет полезно запомнить», – писал Николай Рерих в разное время своим последователям и сотрудникам.

«Учреждения, коллекции и миссии, зарегистрированные на основании Пакта Рериха, выставляют отличительный флаг, который даст им право на особое покровительство и уважение со стороны воюющих государств и народов всех договорных стран», – сказано в тексте самого Пакта Рериха.

Но в России со Знаменем Мира произошла большая метаморфоза, оно само стало предметом разборок между различными рериховскими группировками после того, как Международный центр Рерихов (МЦР) осуществил государственную регистрацию графического знака «Знамя Мира» и его словесного обозначения в качестве товарного знака. МЦР обосновал свое действие тем, что выполняет таким образом волю семьи Рерихов по защите знака Знамени Мира.

Эта приватизация вызвала волну возмущения у оппозиционно настроенных к МЦР рерихоцев. Такая регистрация практически запрешала использование Знамени Мира в их культурно-просветительской деятельности.

Директор Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, основанного самим художником, Д. Энтин в своем обращении по поводу регистрации МЦР Знамени Мира писал: «Этот символ везде и во все времена был универсальным… Знамя никогда не может принадлежать, кому бы то ни было. Знамя никогда не может быть под чьим-то контролем. Оно сила природы, оно больше чем все мы, это Знамя Учителей Духа. Оно принадлежит всем вам…

Николай Рерих лично дал этот символ нашему Музею в качестве логотипа, а Совет Попечителей Музея ходатайствовал в Патентный Офис в Вашингтоне для регистрации этого знака как принадлежащего Музею. Заявление было отклонено на основании того, что это универсальный символ, и он не может быть предметом защиты по закону об авторском праве. Однако нас информировали, что мы могли бы зарегистрировать символ в том случае, если добавим к нему девиз Знамени — Pax Cultura, что мы и сделали».

В июле этого года, в год Культуры в России и в честь 140-летия со дня рождения Николая Рериха, Президент Международного Комитета Знамени Мира при ООН, мексиканская актриса, звезда сериала «Богатые тоже плачут» и «Есения», Алисия Родригес, вручила Знамя Мира Алтайскому краю. Это второе путешествие актрисы на Алтай, которое в этот раз она совершила на 80-м году жизни.

Теперь Знамя Мира в России есть и как товарный знак МЦР, и как эстафета от ООН. О праве на Знамя Мира спорят, его передают как эстафету, и даже выносили в открытый Космос. Словом юридические, культурные и международные мероприятия под сенью Знамени Мира есть. Жаль только, что остается за кадром главный смысл Знамени Мира – охрана культурных ценностей во время вооруженных конфликтов? А конфликты-то как раз и есть. Хотя, возможно, не все так безнадежно: где-то промелькнула информация о том, что в зоне боевых действий на востоке Украины кто-то вывесил Знамя Мира над музеем. Выходит, знаменоносцы в зоне военных действий все же есть.

Надежда Алисимчик.

Портрет Николая Рериха, написанный Святославом Рерихом

Фото Алисии Родригес с сайта http://www.banderadelapaz.org/graphics/