фото

«Нет религии выше («кроме истины» — в другом переводе) истины» — девиз теософского общества, основанного Еленой Петровной Блаватской.

Теософия — (др.-греч. — божественная мудрость?), богопознание через развитие собственных духовных сил. В этом основное отличие теософии от теологии различных религий с ее церковными догматами и трактовками учений Христа, Магомета и других учителей человечества.

Словом, теософия устремляет к поиску истины, а теология утверждает церковные правды различных религий и сект. Истина — продукт полета духа, а правда — продукт ментальной логики.

В теософии нет личного Бога, как, впрочем, и в буддизме, есть только индивидуальный путь к нему: поиск истины всем своим умом и всем сердцем.

Это плохая новость для церковников, и не потому ли православный диакон Андрей Кураев объявил теософию сатанинским учением для интеллигенции – какая может быть истина вне церковных правд? А между тем, у каждой церкви своя правда, как креститься, как молиться, есть, спать. Католики, протестанты, православные …тысячелетиями спорят об этом, порой даже затевая «священные» войн во имя утверждения своих церковных правд, сжигают ведьм, предают анафеме, и никого это не смущает. Да еще священник так напоет индивидуально… И ничего, прихожане слушают, развесив уши! Зато против Блаватской ополчились все!

ДЕТСТВО ЕЛЕНЫ ФОН (ДЕ) ГАН

Елена Петровна Блаватская (урожденная Ган) родилась в 1831 году 12 августа по старому стилю в Екатеринославле (Днепропетровск).

В письмах на немецком к фамилии Ган добавлялась von, на француском — de. Ее отец, артиллерерийский капитан Пьер фон Ган, принадлежал к старинному роду макленбургских принцев Ган фон Роттерштерн. Ее мать, урожденная Фадеева, была правнучкой гугенота Бандрэ де Плесси, внучка которого, княжна Елена Петровна Долгорукова, вышла замуж за Андрея Фадеева.

Мать Елены Блаватской, Елена фон Ган, умерла в возрасте 27 лет, успев завоевать литературную известность. Белинский называл ее «русской Жорж Санд».

До смерти матери дети часто находились под присмотром ординарцев отца, которые всячески их баловали. Лето проводили в губернаторской резиденции дедушки, сначала в Саратове, позже в Тифлисе.

После смерти матери воспитанием Елены занималась бабушка, к которой переехали все трое детей. Бабушка знала пять иностранных языков, прекрасно рисовала. Круг интересов этой губернаторши был чрезвычайно широк. В ее рабочем кабинете был настоящий зоологический музей с чучелами, начиная с тигров и медведей и заканчивая калибри.

Дети садились на белого коня или тюленя перед казавшимся живым белым фламинго, и Елена начинала рассказывать страшные истории про этих зверей и птиц столь реалистично, что животные словно оживали.

Девочка была ясновидящей от рождения: глядя на чучела в бабушкином кабинете, она словно просматривала фильм о каждом из них и пересказывала детям.

С раннего детства она видела какого-то величественного индуса в белой чалме, которого называла своим Хранителем. Она говорила, что он спасал ее во всех бедах. Как-то, когда она была совсем еще маленькой, ей очень хотелось посмотреть картину, которая висела закрытая белой тканью высоко на стене. Но никто не хотел снять покрывало, чтобы она посмотрела. Однажды, оставшись одна, она соорудила лестницу, поставив на стол маленький столик и на него стул. Когда малышка встала на стул и дотянулась до покрывала, она потеряла равновесие и очнулась на полу. В комнате никого не было, но стул и маленький столик стояли на своих местах.

Когда ей было лет 13, лошадь, на которой она ехала верхом, чего-то испугалась и встала на дыбы. Девочка была выброшена из седла и повисла, чудом держась в запутавшихся стременах. Все то время, пока не остановили лошадь, она чувствовала, как чья-то рука поддерживает ее тело.

Елена Блаватская не признавала никаких авторитетов, догм и дисциплины. Не слушала воспитателей и для нее не существовало никакого иного мнения, кроме ее собственного.

Ее две гувернантки, француженка и англичанка, не имели на нее никакого влияния. При всем пренебрежении к урокам училась она на лету, поражая всех своими способностями к языкам и музыке.

Единственным, кто имел на нее влияние, была бабушка. Однажды раздраженная Елена закатила пощечину своей няне. Когда об этом узнала бабушка, ребенка привели, расспросили, и она признала свою вину. Тогда бабушка велела звонить в колокол, чтобы собрались все слуги, и сказала своей внучке, что она ударила беспомощного, ниже ее стоящего человека, который не смеет сам себя защитить, что она вела себя недостойно, и что должна просить прощения у няни и поцеловать ее руку. Вначале девочка сильно покраснела и хотела возражать.

Но старая дама сказала, что если сейчас же девочка не послушается, то со стыдом будет отослана обратно. И добавила, что благородный человек не отказывается исправлять ошибку, совершенную им в отношении слуги, особенно такой, которая своим преданными служением заслужила доверие своих господ.

Будучи от природы великодушной, девочка залилась слезами, упала перед няней на колени и поцеловала ее руку, прося прощение.

Всю оставшуюся жизнь Блаватская славилась своей дружбой с простыми людьми и никогда не добавляла титул мужа, нося его фамилию.

К 15 годам у нее полностью сформировалось главное направление жизни. Библию прочла почти ребенком, прячась с нею летом в самодельном укрытии в губернаторской резиденции деда. Но кроме этого, как вспоминает сама Елена Петровна:

«В детстве я познакомилась с ламаизмом тибетских буддистов. Я провела месяцы и годы среди ламаистских калмыков в Астрахани (где ее дед был несколько лет губернатором) и с их первосвященником…

Я была в Семипалатинске и на Урале вместе со своим дядей, владельцем обширных земель в Сибири у самой границы с Монголией, где находилась резиденция Терахан Ламы. Совершала также путешествие за границу и к 15 годам узнала много о ламах и тибетцах».

ЗАМУЖЕСТВО

Девушка скакала в казацком седле, интересовалась самыми невероятными вещами и не признавала ничьих авторитетов, она любила шутить, устраивать незлые розыгрыши.

Но молодых девушек принято было вывозить в свет. Как говорит о той поре сама Блаватская:

«Я ненавидела так называемое «высшее общество», как ненавидела лицемерие в любом его проявлении, и устремлялась всегда против этого общества с его нормами приличия. Я ненавижу наряды, украшения и цивилизованное общество; я презираю балы, залы.

Как сильно я их презираю, показывает следующий случай. Когда мне исполнилось 16 лет, меня заставили однажды пойти на большой бал у царского наместника Кавказа. Мои протесты никто не хотел слушать, и мне сказали, что велят прислуге насильно меня одеть, вернее раздеть, соответственно моде. Тогда я умышленно сунула ногу в кипящий котел и потом должна была 6 месяцев сидеть дома.

Во мне нет никакой женственности. Если бы в моей юности какой-нибудь молодой человек посмел заговорить со мной о любви, застрелила бы его как собаку, стремящуюся меня укусить. До 9 лет единственными «нянями», которых я признавала, были артиллерийские солдаты и колмыкские буддисты».

Гувернантка так доставала Елену своими пророчествами, что из-за ее характера ту никто никогда не возьмет замуж, что та назло ей обручилась.

«Я обручилась, чтобы отомстить своей гувернантке, не думая о том, что не смогу расторгнуть обручение», — пишет Елена Петровна в одном из своих писем. Но расторгнуть помолвку не удалось, как она ни умоляла жениха. В 17 лет Елена вышла замуж за вице-губернатора Эриванской губернии, генерала Блаватского, который был втрое ее старше.

Генерал так ничего и не добился от молодой жены, через три недели она от него сбежала, оставшись девственницей. Что через много лет и подтвердила справкой от гинеколога, когда в Америке газеты пытались облить ее грязью. Блаватский был неплохим человеком, но так и не смог добиться развода. Брак был церковный, для расторжения которого только одна причина – супружеская неверность. А какая уж тут измена!

БЕГСТВО ИЗ РОССИИ

Двоюродный брат Блаватской, граф Сергей фон Витте, писал: «Вскоре она бросила мужа и приехала из Эривани в Тифлис к деду…

Когда Блаватская появилась в доме Фадеевых, то мой дед счел необходимым отправить ее скорее в Россию к ее отцу, который в то время командовал батареей где-то под Петербургом. Так как тогда железных дорог на Кавказе еще не было, то дед назначил четырех дворовых, наняли большой фургон, запряженный четырьмя лошадьми. Блаватская была отправлена с этой свитой до Поти, откуда предполагалось отправить ее по морю до одного из Черноморских портов, и далее уж по России.

фотоКогда она приехала в Поти, то там стояло несколько пароходов, в том числе и один английский. Блаватская снюхалась с англичанином, капитаном этого парохода, и в одно прекрасное утро, когда люди в гостинице встали, они своей барыни не нашли: Блаватская в трюме английского парохода уехала в Константинополь». (Витте С.Ю. «Воспоминания»).

С этого момента 10 лет родные ничего о ней не слышали.

ПЫТАЙТЕСЬ!

«Пытайтесь!», — говорила много позже Елена Петровна своим ученикам. Это было ее девизом.

Сама она пыталась попасть в Тибет и через Индию, и через Америку, и через Японию. Она шла туда с любым проводником, который соглашался ее сопровождать. Но первая ее встреча с величественным индусом в белой чалме состоялась не в Тибете, а в Лондоне в 1851 году.

После длительных испытаний, среди которых даже было участие в отряде Гаррибальди, после посещения многих древних племен в разных частях света, после многих лет ученичества, Махатма Мория, а это и был тот самый индус в белой чалме, выдает человечеству через Елену Блаватскую очередную часть сокровенных знаний.

Блаватская пишет «Разоблаченную Изиду», а позже – «Тайную доктрину» на английском языке. Позже Елена Ивановна Рерих, принявшая эстафету передачи тайных знаний от того же Махатмы Мории, переведет «Тайную доктрину» на русский.

Если «Разоблаченная Изида» и «Тайная Доктрина» содержат сведения о космогенезисе нашей планеты и антропогенезисе на ней, то «Агни Йога», записанная Еленой Рерих, это наука обо всех принципах космической этики.

«Разоблаченная Изида» и «Тайная доктрина» вызвали такой шквал неприятия у ученого мира, что даже церковники открыли рты от изумления. Было организовано расследование всего связанного с деятельностью Блаватской. В чем только ее не обвинили, выставили полной мошенницей. Только вот вопрос, могла ли женщина с такими качествами, образованием и воспитанием умышленно врать? И ради чего?

Главным обвинением было то, что никакого Мории нет, никаких Махатм, помогающих человечеству, не существует. И их гималайские ашрамы – миф. И это несмотря на то, что в 1886 семьдесят пандитов в подтверждение публикаций Блаватской подписали заявление, в котором утверждали существование Махатм.

В мае 1891 года Елена Петровна ушла из жизни, сидя за рабочим столом.

Нет смысла пытаться пересказать «Тайную доктрину», которая опередила науку лет на 200. И вдребезги разбила все религиозные догмы.

Все истинные знания идут из одного источника, будь то наука, религия или искусство. И Елена Петровна Блаватская положила жизнь на поиск этих знаний. И принеся эти знания, как все идущие в авангарде подвижники, испила всю чашу предательства и клеветы.

Надежда Алисимчик.

Фото Елены Блаватской и Махатмы Мории из книг Блаватской.