фото

Продолжение, начало в №33, 34, 35

Наверное, вы думаете, что это уже вся «каморочная» история? Как бы не так! В доме номер 13 предполагался ещё один очень важный житель и «зритель»! Упорно искавший «театр счастья»! Два вышеупомянутых лица и могли видеть портал камина в упор, в фас, просто из окон своих квартир.

Гигантский стеклянный занавес портала с «нарисованным» электрическим огнём очага культуры тоже возник не из пустоты! До него здесь имел место быть объёмно-решённый и цепляющий проходящих мимо входной блок в «Спортинг-Палас» с популярным залом скейтинг-ринга.

Там, где мы видим «портал», «очаг», и всё в этом роде, раньше располагался « сачковорешённый», аллегорически представляющий из себя сачок для ловли людей, вход. Буквально, спроектированный в 3D. То есть, с тремя дверями. «Южными, восточными и северными»! В «южные» попадал Максим Горький. В «северные» - Фёдор Шаляпин. А в формально-«центральные» двери, устроенные на продольной оси всего комплекса, – никто!

Земляки-нижегородцы Максим и Фёдор занимались парным катанием на роликах, попутно обмениваясь новостями и оценками происходящих событий.

Следует отметить, что авторы «Спортинг-Паласа», архитекторы С.Гингер и А. Белогруд, создавая столь развитый входной объём, определённо вдохновлялись и руководствовались образом церкви Сан-Андреа в Риме Луиджи Бернини. Короче, от архитекторов Дворца Культуры, перестраивающих Спортинг-Палас в 30-е годы, требовалось ни много ни мало, как «сильно удивить»!

Но вернёмся ко временам Горького и Шаляпина. Пока они гоняли на роликах, в мире вошли в моду небольшие кафешные кукольные театры «Буратинетти».. Куклы на ниточках. С ними в России ещё приблизительно 20 лет никто не умел обращаться! Поэтому кукол стали изображать живые актёры.

Отсюда произошёл Александр Вертинский как одиночный автор-исполнитель и Всеволод Мейерхольд как великий театральный режиссёр! Архитекторы Е. Левинсон и В. Мунц, строя ДК Ленсовета, пренебрегли прохожими, дефилириующими мимо Дворца, уделив всё своё внимание Кирову и Мейерхольду, самым генеральным жильцам со второго и пятого этажей дома номер 13.

Жертвами профессионального произвола Евгения Адольфовича и Владимира Олеговича стали даже Юрий Гагарин и Че Гевара. Как-то раз у входных дверей Юрий Гагарин в белоснежной парадной форме (просто белый Пьеро!) и Че Гевара в пятнистом камуфляже (ну вылитый «Арлекин сегодня»!), стояли в ожидании гостей-зрителей, а прохожие, видя перед собой сразу двух героев эпохи двадцатого века, как говорится, в одном флаконе, даже не сбавляли шаг и не притормаживали!

Что мы можем добавить «в тему»? Как ни странно, можем! У меня с дочкой нянчилась прекрасная няня, деревенская землячка Сергея Есенина. Девчонкой она качала его с Зинаидой Райх детей. И это обстоятельство даёт мне право почти безапелляционно заявить…

Если бы Зинаида Райх в антракте какого-то спектакля в Москве не бросила вызов Сталину: «Пусть Сталин поучится режиссуре у Мейерхольда», последнего, скорее всего, не арестовали бы в этом доме, на лестнице между четвёртым и третьим этажами! К счастью, на момент ареста Всеволод Эмильевич уже подарил квартиру сестре.

Эту сестру взял в жёны замечательный артист и душевный человек Василий Васильевич Меркурьев. И я свидетель, как он на своей «фазенде» в посёлке Рощино (недалеко от дачи Аркадия Исааковича Райкина) пахал на мини-тракторе «Беларусь», чтобы прокормить кучу собранных им вокруг себя «ртов».

И, наконец, последнее на сегодня. Именно Мейерхольд из дома номер 13 на набережной Карповки и эмир Бухарский Сейид Алим-Хан, державший гарем в своём доме по Каменноостровскому, 44 (в десяти минутах ходьбы от Первого дома Ленсовета), стали прототипами Карабаса (эмир Бухарский) Барабаса (Всеволод Эмильевич) для Алексея Николаевича Толстого!

А не надо с людьми, как с куклами!

Иллюстрации –

1. «Косой взгляд» на портал ДК им. Ленсовета

2. Первый дом имени Ленсовета , макет с мостиком

3. Дом эмира Бухарского на Каменноостровском проспекте, 44.

4. Входной блок Спорт-паласа

Всеволод Мельников.

Фото автора.

Продолжение.