фото

Ветераны-вертолетчики создают собственными силами в Артеме музей истории авиации Приморья

Решила написать о дате, которую никто не вспомнил в День Конституции нашей страны. А между тем именно12 декабря в Артемовском городском округе собираются активисты и отмечают эту дату уже не первый год.

Итак, 12 декабря ветераны официально зарегистрированной некоммерческой организации «Клуб вертолетчиков гражданской авиации Приморья» отпраздновали 72-ю годовщину создания вертолетной авиации нашей страны. В далеком декабре 1947 года после слияния двух конструкторских бюро Михаила Миля и Николая Камова положено начало вертолетной авиации страны.

фотоОтряд так называемой малой авиации в нашем крае входил в состав объединенного Владивостокского авиаотряда и являлся одним из самых крупных в стране, порою насчитывая до 100 единиц самой маневренной техники. Без вертолетов Приморье со всей своей уникальностью не могло нормально существовать, развиваться, смотреть в будущее. Так почему напрочь забыли об этом?

«Чтобы сохранить и защитить свою историю, нами и был создан клуб вертолетчиков, который сегодня объединяет 148 ветеранов авиации, – рассказал мне Владимир Бурачков, председатель правления. – Чем только мы в свое время ни занимались. Развивалась геология в крае, шли изыскания новых месторождений, и наши вертолеты МИ-4 доставляли в тайгу и обратно грузы и людей.

Уже хорошо известно, что геологические экспедиции с нашей помощью сделали работу для края на сто лет вперед. Тушили очень быстро пожары, в каждом районном центре наши вертолетчики облетали все территории и занимались профилактикой тех самых страшных пожаров. Следили за этим тщательно и умели делать свою работу профессионально.

А еще была обработка сельскохозяйственных полей, опрыскивали сорняки и подкармливали наши поля. Рисоводы тоже работали вместе с нами. Почту доставляли в отдаленные районы, села, острова.

В каждом отдаленном районе был также свой санитарный вертолет. Сотни, тысячи жизней были спасены. Однажды даже роды в вертолете пришлось моему бортмеханику принимать, женщину доставляли с Востока-2 в Дальнереченск, завернули родившегося в воздухе мальчишку в вертолетные чехлы…

Наши летчики по девять месяцев сопровождали китобойные флотилии, вели в морях разведку китов. А еще был важный заказ государства – ледовая разведка для проводки ледоколов, доставка грузов для северных районов страны. Строили вместе с энергетиками ЛЭП…

Да многими важными делами занимались, без нас экономика и целые ее отрасли не могли нормально функционировать».

Киношный Мимино, ас вертолетного дела, никак у меня не совпадал с образами летчиков, с которыми удалось познакомиться и пообщаться в клубе. Истории моих настоящих героев оказались намного интереснее, другими.

Ветераны авиации бережно хранят память о Заслуженных пилотах России Николае Гриценко и Эдуарде Екимцове. Хорошо известный в Артеме Эдуард Филиппович Екимцов 40 лет отдал приморской авиации, освоил практически все 18 видов работ, выполняемых с помощью вертолета, но также много лет отработал за границей – на Гаити и в Папуа Новой Гвинее, куда порою по десять дней перегоняли наши вертолеты. За эти годы налетал 18 тысяч часов.

«Знаете, я бы, наверное, не сидел сейчас в клубе со своими ветеранами, если бы однажды не справился с управлением вертолета в горах Сихотэ-Алиня, – поведал Эдуард Филиппович о жутком случае из своей биографии. – Над крутым склоном машина перестала слушаться, вправо нельзя, педаль левой ногой надавил… как-то чудом смог восстановить управление».

Очень сожалеет опытный пилот о том, что произошло с малой авиацией. Похоже, что она вдребезги разбилась и разлетелась на жалкие осколки на крутом вираже так называемых экономических преобразований, а попросту развала.

Судьба Александра Братчикова является просто типичной для многих авиаторов. После летного училища, которое базировалось в украинском Кременчуге, 40 лет отдал службе в вертолетной эскадрилье Владивостокского объединенного авиаотряда. Из них почти двадцать лет отработал в Арктике, осуществляя проводку ледоколов и других судов по северному морскому пути с июня по декабрь. Память ветерана цепко держит сложности посадки вертолета на площадку во время движения ледокола, частые туманы и необычайную красоту цветущей тундры.

В нынешней ситуации с памятными датами члены клуба вертолетчиков поставили перед собой задачу создания музея истории, где можно проводить экскурсии для учащихся и студентов, где уже имеются редкие экспонаты о людях такой необычной и важной профессии.

С гордостью пилоты рассказали мне о династии Макаровых – Геннадии, командире вертолета МИ, а затем руководителе эскадрильи, летчике Евгении и о Викторе, начальнике порта.

Федор Щербатюк, отличник Аэрофлота, одним из первых осваивал МИ-1, МИ-4. Иван Солодов, командир судна, за работу на китобойной флотилии награжден орденом Знак Почета.

Занесены в анналы истории сотни пилотов, техников, бортинженеров, среди которых Геннадий Бабич, Георгий Бакушев, Геннадий Сидельников, Юрий Арчугов, Аркадий Тырышкин, Павел Павленко, Александр Воробьев, Сергей Маркелов и другие.

Вот и несут люди в помещение клуба, отданное для общественной работы Заслуженным пилотом России Николаем Гриценко, редкие экспонаты, фотографии, воспоминания. И я верю, что эту высоту вертолетчики покорят, слишком важную цель они поставили.

Татьяна Лемехова,

фото автора. На снимке: Эдуард Екимцов, Заслуженный пилот России.